Джузеппе Доменико Скарлатти

Дата рождения
26.10.1685
Дата смерти
23.07.1757
Профессия
Страна
Италия
Джузеппе Доменико Скарлатти

...Шутя и играя, в своих бешеных ритмах и головоломных прыжках, он утверждает новые формы искусства...
К. Кузнецов

Из всей династии Скарлатти — одной из самых выдающихся в музыкальной истории — наибольшую славу снискал Джузеппе Доменико, сын Алессандро Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В летопись музыкальной культуры Д. Скарлатти вошел прежде всего как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля.

Скарлатти родился в Неаполе. Он был учеником своего отца и видного музыканта Г. Герца и уже в 16 лет стал органистом и композитором Неаполитанской королевской капеллы. Но вскоре отец отправляет Доменико в Венецию. Причины своего решения А. Скарлатти объясняет в письме к герцогу Алессандро Медичи: «Я заставил его уехать из Неаполя, где вполне достаточно было места для его таланта, но талант его не для такого места. Мой сын — орел, у которого выросли крылья…» 4 года занятий у виднейшего итальянского композитора Ф. Гаспарини, знакомство и дружба с Генделем, общение с прославленным Б. Марчелло — все это не могло не сыграть существенную роль в формировании музыкального дарования Скарлатти.

Если Венеция в жизни композитора осталась порой учения и совершенствования, то в Риме, куда он переехал благодаря покровительству кардинала Оттобони, уже наступил период его творческой зрелости. В круг музыкальных связей Скарлатти входят Б. Паскуини и А. Корелли. Он пишет оперы для польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры; с 1714 г. становится капельмейстером в Ватикане, создает много духовной музыки. К этому времени упрочивается слава Скарлатти-исполнителя. По воспоминаниям ирландского органиста Томаса Розенгрейва, способствовавшего популярности музыканта в Англии, он никогда не слышал таких пассажей и эффектов, превосходящих всякую степень совершенства, «словно за инструментом была тысяча дьяволов».

Скарлатти, концертирующего виртуоза-клавесиниста, знала вся Европа. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Мадрид — такова лишь в самых общих чертах география стремительных передвижений музыканта по столицам мира. Блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, высказывали расположение коронованные особы. По воспоминаниям Фаринелли, друга композитора, у Скарлатти было много клавесинов, сделанных в различных странах. Каждый инструмент композитор называл именем какого-либо знаменитого итальянского художника, соответственно той ценности, которую он имел для музыканта. Любимый клавесин Скарлатти был назван «Рафаэль из Урбино».

В 1720 г. Скарлатти навсегда покинул Италию и отправился в Лиссабон ко двору инфанты Марии-Барбары в качестве ее учителя и капельмейстера. На этой службе он провел всю вторую половину жизни: впоследствии Мария-Барбара стала испанской королевой (1729) и Скарлатти последовал за ней в Испанию. Здесь он общался с композитором А. Солером, через творчество которого влияние Скарлатти сказалось на испанском клавирном искусстве.

Из обширного наследия композитора (20 опер, ок. 20 ораторий и кантат, 12 инструментальных концертов, мессы, 2 «Miserere», «Stabat mater») живое художественное значение сохранили клавирные произведения. Именно в них с истинной полнотой проявился гений Скарлатти. Наиболее полное собрание его одночастных сонат содержит 555 сочинений. Сам композитор называл их упражнениями и писал в предисловии к прижизненному изданию: «Не жди — будь ты дилетант или профессионал — в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина».

Эти бравурные и остроумные произведения полны задора, блеска и выдумки. Они вызывают ассоциации с образами оперы-buffa. Многое здесь и от современного им итальянского скрипичного стиля, и от народной танцевальной музыки, причем не только итальянской, но также испанской и португальской. Народное начало своеобразно сочетается в них с лоском аристократизма; импровизационность — с прообразами сонатной формы. Совершенно новой была специфически клавирная виртуозность: игра регистров, перекрещивание рук, огромные скачки, ломаные аккорды, пассажи двойными нотами.

Музыку Доменико Скарлатти постигла сложная судьба. Вскоре после смерти композитора ее забыли; рукописи сочинений попали в различные библиотеки и архивы; оперные же партитуры почти все безвозвратно утрачены. В XIX в. интерес к личности и творчеству Скарлатти начал возрождаться. Многое из его наследия было обнаружено и опубликовано, стало известно широкой публике и вошло в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

И. Ветлицына
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Скарлатти, Джузеппе Доменико (итал. Giuseppe Domenico Scarlatti; 25 X 1685, Неаполь — 23 VII 1757, Мадрид) — итальянский композитор, органист, клавесинист.

Сын А. Скарлатти. В детстве занимался под руководством отца. Позже учился у Ф. Гаспарини и, вероятно, у Б. Паскуини, но более непосредственное воздействие на него оказали Б. Марчелло, Ф. Дуранте, а также португальский композитор Ж. А. К. Сейшас, у которых Скарлатти заимствовал отдельные элементы стиля и клавесинной техники.

С 1701 органист и композитор Неаполитанской королевской капеллы. В 1705 переехал в Венецию, в 1708 — в Рим, где вначале находился на службе у польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры (писал оперы для её домашнего театра), а затем работал в соборе св. Петра (с 1713 помощник капельмейстера, с 1714 капельмейстер). В Риме общался с членами академии «Аркадия», сблизился с Г. Ф. Генделем (соревновался с ним как исполнитель на органе и клавесине), приобрёл славу клавесиниста-виртуоза. В 1719 покинул Ватикан и вскоре занял должность учителя при дворе португальского короля в Лисабоне (обучал инфанту Марию Барбару игре на клавесине). По-видимому, только в Португалии Скарлатти начал регулярно сочинять клавесинные пьесы. В 1720 поклонник таланта Скарлатти ирландский органист T. Розенгрейв поставил в Лондоне его оперу «Нарцисс». Сведений об участии в этой постановке самого автора не сохранилось, поэтому данные ряда биографов Скарлатти о пребывании его в Лондоне лишь предположительны. Кроме того, в 1720 началась его деятельность в Лисабоне. В 1724 Скарлатти ненадолго вернулся в Италию, но с 1729 окончательно связал свою творческую судьбу со службой у Марии Барбары, ставшей испанской королевой. Все последующие годы Скарлатти провёл в Испании, сначала в Севилье, а затем, в основном, в Мадриде.

Историческое значение Скарлатти определяется главным образом клавирными сочинениями, созданными в Испании. Его оперы, светские и духовные вокальные произведения отмечены печатью таланта, но в целом не возвышаются над уровнем аналогичных сочинений др. композиторов той эпохи. В клавирной же музыке Скарлатти оказался подлинным новатором. В области клавесинной техники он применил многое из того, что композиторы-пианисты 19 в. считали своим открытием: изобретательность в инструментальных пассажах и фигурациях, технику martellato и двойных нот, глиссандо, репетиции, трели, перекрещивание рук, труднейшие скачки. Все эти приёмы использовались Скарлатти задолго до произведённой композиторами-романтиками революции в области фортепианной техники.

Скарлатти написал 555 сочинений для клавишных инструментов, преимущественно для клавесина, частично для органа и, вероятно, для раннего фортепиано. При жизни Скарлатти опубликованы немногие его произведения, в т. ч. сб. «Упражнения» из 30 сонат («Essercizi», 1738), в которых впервые проявилась неповторимая творческая индивидуальность композитора. Основная часть наследия сохранилась в виде сборников рукописей (ныне хранятся в архивах и библиотеках Венеции, Пармы, Мюнстера и Вены).

Большинство сочинений Скарлатти носит обобщённое название sonata (в данном случае как инструментальная пьеса), иногда оно заменяется более конкретными заголовками Fuga, Pastorale, Aria, Capriccio, Minuet или Minuetto, Gavotta, Giga, Toccata. Среди ранних произведений — многочастные сонаты (с basso continuo) и миниатюрные 2-частные сюиты. Все последующие сонаты Скарлатти — одночастные. Однако американский музыковед Р. Киркпатрик в своём исследовании (1953) обратил внимание на попарное расположение сонат (по принципу общности тонального центра) в прижизненных рукописях Скарлатти. Это позволило ему высказать предположение об их задуманной цикличности.

По его мнению, около 390 сонат группируются попарно (ещё 12 образуют т.н. триптихи), что подтверждается рядом признаков: типичным соотношением размеров (чаще alla breve — 3/8 или 6/8), нарастанием темпов от умеренного или быстрого к быстрому или очень быстрому, наличием интонационно-тематических связей (напр., сходством начального материала). Эти особенности характерны для старинной итальянской 2-частной сюиты и сохранились в той или иной мере в 2-частных сонатных циклах композиторов итальянской школы. Каждая отдельная соната Скарлатти обычно написана в 2-частной форме, типичной для танцев старинной сюиты.

Скарлатти исчерпал возможности этой формы, наполнив её огромным динамизмом движения, развития, сопоставления контрастных тематических элементов, разнохарактерных образов. Наиболее разработанные сонаты Скарлатти — предвестники классического сонатного allegro, хотя исторически они, по-видимому, не сыграли той роли, которую им обычно приписывают исследователи: музыка Скарлатти надолго была забыта и возродилась в Европе лишь после смерти Л. Бетховена (в 1839 Хаслингер издал 200 сонат Скарлатти под редакцией К. Черни), вряд ли повлияв, таким образом, на композиторов венской классической школы.

Музыка Скарлатти тяготеет к новому гомофонному стилю, хотя элементы полифонии ещё сохраняют в ней существенную роль. Гармонический язык Скарлатти отличается свежестью, изысканностью, незаурядной техникой модулирования, порой он применял смелые и необычные для 18 в. резкие гармонии. Извлекая из клавесина различные коллористические эффекты, Скарлатти зачастую нарушает общепринятые нормы голосоведения: применяет параллельные квинты, оставляет без разрешения диссонирующие интервалы и аккорды. Феноменальным явлением следует считать встречающиеся в произведениях Скарлатти аччаккатуры (см. Acciaccatura), при которых образуются аккорды, состоящие из нанизанных друг на друга секунд. Это явление связано с особой манерой игры испанских гитаристов. Скарлатти использовал почти все тональности квинтового круга (21 из 24). Чаще своих современников он прибегал к минору.

Круг образов музыки Скарлатти весьма широк, разнообразны также её жанрово-образные истоки. Они коренятся не только в итальянской комической опере и комедии дель арте, в неаполитанских, венецианских и сицилийских мелодиях, но и в музыкальной культуре Испании с её блестящими певцами и танцорами, с её феерическими празднествами, театральными представлениями, уличной сутолокой городов, древними андалусскими мотивами, цыганскими ансамблями, мандолинами, гитарами, кастаньетами, военными рожками, провинциальными духовыми оркестрами. Особое значение Скарлатти в истории музыки 18 в. состоит в том, что он сумел преодолеть ограниченность своего положения придворного музыканта, смело претворяя в своих сочинениях приёмы народного музицирования.

Скарлатти опирался в основном на танцевальные жанры. Он охотно обращался к менуэту, жиге, сицилиане, бурре, почти отказавшись от архаичных аллеманды, куранты, сарабанды, гавота. Однако многие сонаты можно охарактеризовать как тарантеллу, форлану, хоту, фанданго, сегидилью, сардану, сапатеадо, павану, тонадилью, контрданс. Творчество Скарлатти искрится юмором, радостным ощущением жизни, но оно не лишено и тонкого лиризма, меланхолии, страстности и даже драматизма. Распространённое ещё недавно представление о Скарлатти как о композиторе, склонном лишь к пасторальности или изящно-виртуозной токкатности буффонадного плана, уступает место более углублённому и разностороннему взгляду на его творчество.

Сочинения:

14 опер (почти все утрачены полностью или частично) — Октавия (1703, т-р «Сан-Бартоломео», Неаполь), Джустино (1703, Неаполь), Сильвия (1710, Рим), Птоломей и Александр (1711, там же), Ифигения в Авлиде (Ifigenia in Aulide, 1713, там же), Любовь к отражению (Amor d’un ombra, 1714, там же; под назв. Нарцисс, 1720, Лондон), Гамлет (1715, там же) и др.; светские оратории, серенады, кантаты; духовная музыка — Miserere, Stabat Mater, Magnificat, Te Deum, Salve Regina и др.; 555 сочинений для клавира (545 из них включены в изд.: Scarlatti Domenico. Opеre complete per clavicembalo criticamente e ordinate in forma di suite da Alessandro Longo, v. 1–10, Mil., 1906–37).

Литература: Кузнецов К., Эскизы о Д. Скарлатти, «СМ», 1935, No 10; Климовицкий A., Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 1, М., 1967; Богатырёв C., Сонатная форма Д. Скарлатти, в его кн.: Исследования, статьи, воспоминания, М., 1972; Петров Ю., О циклическом принципе исполнения сонат Д. Скарлатти, в сб.: Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики, М., 1976 (Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 27); Из истории зарубежной музыки. Сборник статей, вып. 4, М., 1980.

Ю. П. Петров
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама