Тольба Вениамин Савельевич (12 XI 1909, Харьков — 13 IV 1984, Киев) — советский дирижёр. Народный артист УССР (1957). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).
В детстве обучался игре на скрипке, в 1926–28 учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме у П. Б. Рязанова (композиция), Д. Д. Шостаковича (чтение партитур), X. С. Кушнарёва (гармония), в 1932 окончил Харьковский музыкально-драматический институт, занимался у С. С. Богатырёва (композиция и музыкально-теоретические предметы) и Я. А. Розенштейна (дирижирование). Дирижёрское мастерство совершенствовал у Г. Адлера, А. Э. Маргуляна, А. М. Лазовского.
Исполнительскую деятельность начал как скрипач в симфоническом оркестре Харьковской филармонии. Как дирижёр дебютировал в 1928 на радио. В 1931–41 дирижёр Харьковского театра оперы и балета, в 1934–35 — Украинского театра оперы и балета. В годы Великой Отечественной войны 1941–45 с этими театрами (они объединились) работал в Иркутске (1942–44). В 1944–59 дирижёр Украинского театра оперы и балета.
В 1932–33 преподавал в Харьковском музыкально-драматическом институте, в 1934–35 — в консерватории; в 1946–73 дирижёр оперной студии и преподаватель Киевской консерватории (с 1962 профессор). Воспитал плеяду оперных певцов, среди них — Л. И. Масленникова, Э. М. Томм, Л. Д. Лобанова, Д. М. Гнатюк, Е. С. Мирошниченко, Е. И. Червонюк, М. И. Шевченко, А. И. Кикоть.
Тольба принадлежит к числу наиболее видных дирижёров Советской Украины; его исполнение отличают тонкое чувство стиля, умение достигнуть ансамблевой слаженности, отточенность деталей. Осуществил первые постановки украинских советских опер: «Наймичка» Вериковского (1943), «Честь» Жуковского (1947), «Молодая гвардия» (1947) и «Заря над Двиной» (1955) Мейтуса, «Милана» (1957) и «Арсенал» (1960) Г. Майбороды, балет «Ростислава» Жуковского (1956).
Значительным событием в музыкальной жизни Украины стали его постановки опер: «Иван Сусанин» (Сталинская премия, 1949), «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Снегурочка», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Лоэнгрин», «Кармен», «Отелло» и др.
Выступает и как симфонический дирижёр; под его руководством были впервые исполнены 1-я симфония (2-я ред., 1958) и концерт для фортепиано с оркестром (2-я ред., 1963) Л. Н. Ревуцкого и многие сочинения других украинских композиторов. Ему принадлежит инструментовка оперы Н. В. Лысенко «Ноктюрн», ред. 2-й симфонии Ревуцкого. Автор музыкально-критических статей и рецензий (около 20), в т. ч. «Оркестр i диригент» («Мистецтво», 1966, No 1, 2), «Дирижёр глазами дирижёра» («СМ», 1973, No 11), «До проблем виконавства» («Музика», 1976, No 2, 3) и др.
Литература: Майстри украiнськоi радянськоi сцени, сост. Р. Бернацька, С. Зайончкiвська, Киiв, 1962; Современные дирижеры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1969; Майборода Г., Слово про друга, «Музика», Киiв, 1970, No 1.
Г. О. Ткаченко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Тольба пользуется заслуженным авторитетом на Украине как музыкант разносторонней эрудиции и высокой культуры. В родном Харькове он обучался игре на скрипке, а позднее (1926—1928) осваивал различные дисциплины в Ленинградском центральном музыкальном техникуме. В Харьковской консерватории (1929—1932) его педагогом по дирижированию был профессор Я. Розенштейн, а после этого он совершенствовался под руководством Г. Адлера, приглашенного для занятий с группой выпускников. Окончательно сформировался артистический облик дирижера в процессе практической деятельности, и особенно важным здесь был период совместной работы с А. Пазовским (с 1933 года).
Еще в молодости он начал играть на скрипке в харьковских оркестрах — сначала филармонии (под управлением А. Орлова, Н. Малько, А. Глазунова), а затем оперного театра. Рано состоялся и дирижерский дебют — уже в 1928 году Тольба выступает по Харьковскому радио, в Театре русской драмы и в Украинском еврейском театре. В течение десяти лет (1931—1941) он работает в Харьковском оперном театре. Тогда же ему пришлось впервые встать за пульт Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (1934—1935). Оба эти театра во время Великой Отечественной войны объединились в одну труппу, выступавшую в Иркутске (1942—1944). Здесь был тогда и Тольба. А с 1944 года, после освобождения Украины, он уже постоянно работает в Киеве.
Почти пятьдесят опер и балетов шло в театрах под управлением Тольбы. Здесь русская и зарубежная классика, произведения композиторов УССР. Среди последних следует отметить первые исполнения опер «Наймичка» М. Вериковского, «Молодая гвардия» и «Заря над Двиной» Ю. Мейтуса, «Честь» Г. Жуковского. Немало новых сочинений украинских авторов включал Тольба и в свои разнообразные симфонические программы.
Значительное место в практике дирижера играет запись музыки для художественных кинофильмов, в числе которых фильм-опера «Запорожец за Дунаем».
Важным вкладом Тольбы в развитие украинской музыкальной культуры стало воспитание целой плеяды дирижеров и певцов, которые ныне выступают во многих театрах страны. Еще до войны он преподавал в Харьковской консерватории (1932—1941), а с 1946 года является профессором Киевской консерватории.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.