Анатолий Зальманович Угорский

Дата рождения
28.09.1942
Дата смерти
05.09.2023
Профессия
Страна
СССР
Анатолий Зальманович Угорский

Ленинградская школа пианизма по блеску артистических имен, по лауреатским «приобретениям» сегодня, конечно, уступает московской. Однако она и сейчас сохраняет своеобразие, ее лучшие представители отличаются творческими исканиями, нестандартностью исполнительского облика. Вот один из питомцев Ленинградской консерватории — Анатолий Угорский. Он окончил ее в 1965 году по классу Н. И. Голубовской, у того же педагога занимался до 1968-го в аспирантуре. «По обыкновению» не обошлось и без конкурса. Впрочем, вряд ли третья премия бухарестского соревнования (1967) сыграла особенно важную роль в творческой судьбе артиста. Сама концертная практика убедила слушателей, и в первую очередь, разумеется, ленинградских, в достоинствах пианиста.

Самое главное из них — широчайший круг художественных интересов. Его интерпретации привычного концертного репертуара, музыки Баха, Бетховена, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, Брамса, Балакирева, Равеля, отмечены, как подчеркивает преподаватель Ленинградской консерватории С. Мальцев, «продуманностью концепций, тонким осмыслением мотивной структуры сочинения, отшлифованностью деталей». Правда, некоторые откровенно романтические произведения не совсем в духе этого музыканта. В той же рецензии говорится: «Интеллектуальное начало в исполнительской манере пианиста представляется мне одной из наиболее характерных его черт. Но игра артиста порой бывает и холодноватой, и слишком рассудочной, иногда ей не хватает яркости, интенсивности высказывания в трактовке произведений романтического плана».

Однако концертные программы пианиста вовсе не ограничиваются общепринятым «набором». Л. Гаккель пишет: «Всем наделен Угорский: широкой музыкальной образованностью, отточенным интеллектом музыканта, исполнительской фантазией, великолепным качеством инициативности, окрашивающим все его музыкальные занятия». Сочетание образованности и инициативности позволяет Угорскому ставить перед собой ярко выраженные просветительские цели. Действительно, часто ли встретишь на филармонических афишах сюиту «Карнавал великой и древней скоморошны» Куперена, или фортепианный концерт «Экзотические птицы» О. Мессиана, или Концерт для фортепиано и 13 духовых инструментов А. Берга? А неустанная пропаганда сочинений ленинградских композиторов?

Угорский стал первым исполнителем Сонаты О. Евлахова, 6 концертных пьес В. Цытовича, прелюдий Г. Уствольской, в его репертуаре произведения А. Петрова, Б. Архимандритова, В. Баснера, Т. Ворониной, С. Слонимского, В. Успенского и других авторов. Неутомимого артиста привлекает и ансамблевое музицирование. Широкую известность завоевал, в частности, фортепианный дуэт Г. Тальрозе и А. Угорский, пианист неоднократно выступал и с другими ленинградскими инструменталистами. Наконец, Анатолий Угорский с успехом концертирует и как клавесинист.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама