Иван Иванович Соллертинский

Дата рождения
03.12.1902
Дата смерти
11.02.1944
Профессия
Страна
СССР
Иван Иванович Соллертинский

Соллертинский Иван Иванович (20 XI (3 XII) 1902, Витебск — 11 II 1944, Новосибирск) — советский музыковед, литературовед и театровед.

В 1923 окончил Институт истории искусств в Петрограде, в 1926–29 был там же в аспирантуре (история музыкального театра). Консультировался по вопросам теории музыки и дирижирования у Н. А. Малько. В 1924 окончил романо-германское отделение факультета общественных наук Ленинградского университета. С 20-х гг. вёл педагогическую работу в ленинградских высших учебных заведениях, в т. ч. в Хореографическом училище, Институте сценических искусств (Театральный институт), Институте истории искусств, Педагогическом институте. В 1930–31 и 1935–41 преподавал в Ленинградской консерватории (курсы: история западноевропейской музыки, история эстетических учений, история театра, музыкальная драматургия; с 1939 профессор). В 1929–44 работал в Ленинградской филармонии редактором, лектором, заведующим репертуарной частью; с 1940 её художественный руководитель. С 1924 выступал как музыкальный критик.

Выдающийся учёный, критик, оратор, полемист, Соллертинский сыграл важную роль в музыкальной жизни Ленинграда 20-30-х гг. Он обладал большой эрудицией в вопросах литературы, музыки, философии и театра, феноменальной памятью, знал более 20 иностранных языков. Исключительна деятельность Соллертинского в качестве лектора филармонии. Яркий и блестящий дар устной речи позволял Соллертинскому в увлекательной, живой форме воссоздавать образ композитора, раскрывать его творческие замыслы и характер их воплощения в художественном произведении. Вступительные слова Соллертинского к филармоническим концертам содействовали воспитанию культуры слушателей Ленинграда, формированию новой, пролетарской аудитории. В качестве члена Художественных советов ленинградских музыкальных театров Соллертинский активно влиял на отбор репертуара, принимал горячее участие в создании советской оперы, становлении советского балета.

Плодотворной была и его работа во главе секции музыкальной критики Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР. Тесно общался с ленинградскими композиторами, в первую очередь с Д. Д. Шостаковичем, который был его ближайшим другом, оказывал им действенную творческую помощь. Перу Соллертинского принадлежат первые на русском языке работы о Г. Малере, К. В. Глюке, Ж. Оффенбахе, Б. Сметане, А. Шёнберге и др. Внёс важный вклад в разработку проблем симфонической драматургии и драматургии оперного либретто, романтизма.

Сочинения: Жизнь и театральное дело Жана-Жоржа Новерра, в кн.: Новерр Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927; Французский театр XVIII века в переоценке моралистов третьего сословия, в сб.: О театре. Временник Отдела истории и теории театра, сб. 3, Л., 1929; Густав Малер, Л., 1932; Жак Оффенбах, Л., 1933; Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия в эпоху военного коммунизма, в кн.: История советского театра (1917–1921), (т. 1), Л., 1933; Симфонические поэмы Рихарда Штрауса, (Л.), 1934; Арнольд Шёнберг, Л., 1934; Гектор Берлиоз, (Л.), 1935; Оноре Бальзак, в сб.: Утраченные иллюзии. Хореографический роман, Музыка Б. В. Асафьева, (Л.), 1936; Бедржих Сметана, в сб.: «Проданная невеста». К постановке оперы…, (Л.), 1937; Глюк, М.-Л., 1937; Избранные статьи о музыке, Л.-М., 1946; Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, доп. под назв. Исторические этюды. Критические статьи, т. 1–2, Л., 1963; Статьи о балете, Л., 1973.

Литература: Шостакович Д., И. И. Соллертинский, «СМ», 1946, No 2–3; Друскин М. С., И. И. Соллертинский, в сб.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях, Л., 1962; Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования, Л.-М., 1974, доп., Л., 1978.

Л. В. Михеева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама