Эдуард Францевич Направник

Дата рождения
24.08.1839
Дата смерти
23.11.1916
Профессия
Страна
Россия, Чехия
Эдуард Францевич Направник

Направник Эдуард Францевич (чеш. Eduard Nápravník; 12 (24) VIII 1839, Бишть, близ г. Градец-Кралове — 10 (23) XI 1916, Петроград) — русский дирижёр, композитор, музыкальный деятель. По национальности чех.

Родился в семье школьного учителя, церковного регента. В юности был органистом собора в Пардубице. С 1854 занимался в Праге в Органной школе и в Институте Майделя (класс фортепиано), где впоследствии преподавал. Изучал также инструментовку и чтение партитур под руководством директора Пражской консерватории Я. Б. Китля. Был вторым капельмейстером во Франкфурте.

В 1861 по приглашению князя Н. Б. Юсупова переехал в Петербург «из-за симпатии к славянам и особенно к России, как у всех чехов». В 1861–63 работал капельмейстером оркестра Юсупова. В Петербурге Направник знакомился с русской музыкой, посещал оперные спектакли, концерты, слушал церковный хоры, выступал как пианист в камерных концертах, давал уроки фортепианной игры. С 1863 помощник капельмейстера, органист и коррепетитор, с 1867 второй, а с 1869 первый капельмейстер (главный дирижёр) Мариинского театра.

Выступал как симфонический дирижёр в концертах РМО (с 1864), руководил симфоническими концертами РМО (1869–81); член Главной дирекции и председательствующий директор Петербургского отделения РМО (с 1875). Дирижировал концертами оркестра Мариинского театра (с 1871). Одновременно руководил устройством концертов при дворе, выступал также как органист и пианист.

Направник не вёл педагогическую работу, но интересовался вопросами музыкального образования в России. Отказавшись от предложенного ему оркестрового класса в Петербургской консерватории и от должности директора, он в то же время составил докладные записки о необходимом преобразовании консерватории, об улучшении системы подготовки музыкальных кадров. Много времени уделял сочинению музыки.

В многосторонней деятельности Направника основное место принадлежит его дирижёрской работе. Глубоко восприняв русскую музыкальную культуру, усвоив её исполнительские традиции, он стал выдающимся оперным дирижёром 19 века. Более полувека Направник был связан с крупнейшим русским оперным театром. Вдумчивый руководитель, он проявлял заботу об артистическом составе, о положении хора и оркестра, добился строгой дисциплины коллектива и высокого мастерства исполнения. Дирижёр пользовался авторитетом у певцов и оркестрантов.

Направник поставил и возобновил множество спектаклей (к концу жизни в его репертуаре было 80 опер), в т. ч. впервые: «Вильям Ратклиф» (1869), «Анджело» (1876), «Кавказский пленник» (1883), «Сарацин» (1899), «Капитанская дочка» (1911) Кюи, «Вражья сила» (1871); «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895) Римского-Корсакова, «Борис Годунов» (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Демон» (1875). Под его руководством была возобновлена опера «Руслан и Людмила» (1871). Большое художественное значение имели постановки тетралогии «Кольцо нибелунга» (1900–05), опер «Фиделио» (1905), «Орфей и Эвридика» (1911).

Направник обладал острым слухом, великолепной музыкальной памятью, широким знанием музыки, крепкой волей, выдержкой. Его дирижёрская манера отличалась точностью и скупостью жестов. Он был прекрасным интерпретатором русской музыки, однако не всё в ней было ему одинаково близко: сочинения Глинки и Чайковского он понимал глубже, чем Римского-Корсакова; «Князь Игорь» и «Хованщина» остались ему далёкими.

Мастерство Направника-дирижёра, исключительная тщательность его работы над оперной партитурой высоко ценились современниками, однако композиторы «Могучей кучки» находили его исполнение несколько академичным, холодным, не вполне соответствующим их эстетическому идеалу. В. В. Стасов упрекал дирижёра в недостатке горячего чувства, темперамента. Однако Чайковский, музыка которого требует ярко эмоционального исполнения, высоко ценил дирижёра. Русская опера в Петербурге испытала большое и плодотворное влияние Направника. За годы его работы Мариинский театр прошёл большой творческий путь, достиг небывалых успехов.

Композиторская деятельность Направника менее значительна и оригинальна. Зрелые сочинения обнаруживают близость к русской школе, в частности к Чайковскому. При мелодичности, совершенстве технического мастерства они лишены яркой индивидуальности. Творчество Направника отличается жанровым разнообразием (оперы, романсы, вокальные ансамбли, светские и духовные хоры, симфонии, различные оркестровые произведения, камерные инструментальные ансамбли, пьесы для фортепиано, скрипки, виолончели).

Почти все сочинения исполнялись, некоторые имели успех, но в репертуаре удержалась лишь опера «Дубровский» (на сюжет повести Пушкина, 1894), написанная в традициях Чайковского. В опере подчёркивается лирическое начало, смягчён мужественный, даже несколько суровый тон литературного первоисточника. Композиторский опыт имел существенное значение для Направника-дирижёра, владение композиторской техникой помогало глубже проникать в авторские замыслы других художников.

Сочинения:

оперыНижегородцы (1868, Мариинский т-р, Петербург), Гарольд (1885, пост. 1886, там же), Дубровский (1894, пост. 1895, там же), Франческа да Римини (1902, там же); Торжественная кантата (1880), 24 хоровых произведения (1882–1906); для оркестра — 4 симфонии (ок. 1866–79, в т. ч. 3-я — Демон, 1874), Торжественная увертюра (1866), 2 симфонические поэмы (1874, 1881), Народные танцы (1875–76), сюита (1890), 2 русские пьесы (1905), 3 марша; для фортепиано и оркестра — Симфонический концерт (1877), Фантазия на русские мотивы (1882); для скрипки и оркестра — Фантазия на русские темы (1879), Сюита (1896); камерно-инструментальные ансамбли — 2 фортепианных трио (1876, пр. РМО, 1897), 3 струнных квартета (1873, 1878, 1898), фортепианный квартет (1882), струнный квинтет (1874); для фортепиано — пьесы (более 20), 6 танцев; для скрипки и фортепиано — соната (1891), 4 пьесы (1898); для виолончели и фортепиано — 2 сюиты (1878, 1881), 7 пьес (1881, 1900); для голоса с оркестром — Казак (для баритона, сл. Пушкина, 1877); 34 романса (1875–99), 2 вокальные баллады (1880); 4 женских дуэта (1900), 6 мужских квартетов (1906); музыка к драматической поэме «Дон Жуан» А. К. Толстого (1891, исп. 1892).

Литература: Веймарн П. П., Эдуард Францевич Направник, СПБ, 1888; Финдейзен H. P., Эдуард Францевич Направник, СПБ, 1898; Вальтер В. Г., Эдуард Францевич Направник, СПБ, 1914; Бернандт Gр., Капельмейстер русской оперы Э. Ф. Направник, «СМ», 1939, No 8; Гордеева Е., «Дубровский» Э. Направника, M.-Л., 1949; Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. Сост., авт. вступ. ст. Л. М. Кутателадзе, Л., 1959 (список соч. Направника, с. 422–28).

Т. Н. Ливанова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Эдуард Направник в Императорской Русской опере

реклама

Произведения

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама