Русское музыкальное общество (РМО)

Город
Санкт-Петербург
Год основания
1859
Тип
Русское музыкальное общество (РМО)

Русское музыкальное общество (с 1869 — Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО).

Создано в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна и группы муз. и обществ. деятелей на базе существовавшего прежде Симфонического об-ва. Согласно уставу (утверждён в мае 1859), РМО ставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов».

Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова: «Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Для этого устраивались концерты, открывались уч. заведения, учреждались конкурсы на создание новых произв. Деятельность РМО с самого начала натолкнулась на серьёзные организационные и в особенности материальные трудности, преодолевать к-рые удавалось лишь благодаря помощи меценатов и содействию «особ императорской фамилии» (формально возглавлявших об-во в качестве председателя и его заместителей). Это ставило РМО в зависимость от консервативных вкусов высших придв. сфер, что отчасти отражалось и на программах концертов. Во главе РМО стоял комитет директоров, в к-рый входили А. Г. Рубинштейн, фактически руководивший работой об-ва, Матв. Ю. Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Каншин, Д. В. Стасов.

Первый симф. концерт (собрание) РМО состоялся под упр. А. Г. Рубинштейна 23 нояб. 1859 в зале Благородного собрания (здесь концерты РМО проходили и в последующие годы). Камерные вечера начали проводиться с янв. 1860 в зале Д. Бернардаки. До 1867 симф. концертами руководил А. Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост гл. дирижёра занимали М. А. Балакирев (1867-1869), к-рый во многом обновил репертуар концертов, включив в него мн. совр. соч., Э. Ф. Направник (1870-1882); впоследствии приглашались видные рус. и иностр. дирижёры, в т. ч. Л. С. Ауэр, X. Бюлов, X. Рихтер, В. И. Сафонов, А. Б. Хессин.

В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном. Симф. концерты, начавшиеся с 1860 под его руководством, проходили в Колонном зале Дворянского (Благородного) собрания. После смерти Н. Г. Рубинштейна дирижёрами были М. Эрмансдёрфер (1882-89), В. И. Сафонов (1889-1905), M. M. Ипполитов-Иванов (1905-17); приглашались также гастролёры. Важную роль в деятельности Моск. РМО сыграл П. И. Чайковский, входивший в состав директоров на протяжении ряда лет, позднее — С. И. Танеев.

Интенсивной была конц. деятельность РМО в Петербурге и Москве; концерты проводились также в залах при новых помещениях консерваторий — Петербургской (с 1896) и Московской (с 1898 в Малом и с 1901 в Большом залах). В среднем ежегодно проходило по 10-12 «регулярных» (абонементных) симф. концертов и столько же камерных в каждом городе; устраивались также «экстренные» концерты с участием выдающихся исполнителей. В составе оркестра были музыканты гл. обр. имп. т-ров; среди солистов преобладали представители рус. исполнит. иск-ва, в числе к-рых пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили мн. крупнейшие дирижёры и композиторы России и др. европ. стран, в т. ч. А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.

Осн. место в программах концертов РМО отводилось классич. музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и соч. нем. романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произв. зап.-европ. авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Рус. музыка была представлена в осн. соч. М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симф. и камерных соч. композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и др. заруб. композиторов; значит. место отводилось рус. музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы рус. композиторов (см. Конкурсы).

Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге и Москве Муз. классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами муз. образования в России.

В первые годы оба об-ва в Петербурге и Москве существовали самостоятельно, однако по мере распространения влияния РМО по всей стране столичные об-ва, как и вновь открываемые, стали именоваться отделениями. В 1865 был принят новый устав и учреждена Главная дирекция РМО, в задачу к-рой входила координация деятельности провинциальных отделений. Они создавались в большинстве крупных культурных центров — в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876), Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тбилиси (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891) и др. городах. На протяжении 2-й пол. 19 в. РМО играло ведущую роль в муз. жизни как Петербурга и Москвы, так и всей страны.

Открытые при мн. отделениях РМО муз. классы в ряде случаев постепенно выросли в уч-ща, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории — Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917). В новом уставе 1878 особое внимание уделялось положению и правам уч. заведений. Провинциальные отделения в большинстве своём испытывали хронич. недостаток в квалифицированных музыкантах и помещениях для концертов и занятий. Правительственная субсидия, выдававшаяся РМО, была крайне недостаточной и предоставлялась в основном столичным отделениям. Наиболее широкую концертную деятельность вели Киевское, Харьковское, Саратовское, Тбилисское и Одесское отделения, они устраивали 8-10 концертов за сезон. Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания в уч-щах и муз. классах: вплоть до кон. 19 в. уч. заведения не имели общих уч. планов и программ. На состоявшихся в кон. 19 — нач. 20 вв. в Петербурге съездах директоров муз. классов и уч-щ были сделаны лишь первые шаги к исправлению положения. Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по муз. части мн. годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял С. В. Рахманинов).

Несмотря на мн. трудности существования, консерватизм и реакционность Главной дирекции, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых обществ. кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии рус. проф. муз. культуры, в распространении и пропаганде муз. произв., положило начало систематич. конц. деятельности, способствовало росту муз.-образоват. учреждений в России и выявлению нац. муз. достижений. Однако уже с конца 80-х гг. РМО не могло удовлетворять требованиям растущей демократич. аудитории; концерты и уч. заведения оставались доступными лишь для сравнительно узкого круга интеллигенции и представителей буржуазии. В кон. 19 в. начинают создаваться и развивать свою деятельность всевозможные муз. организации более демократич. типа и РМО постепенно утрачивает монопольное положение в муз. жизни страны. В 1915-17 предпринимаются попытки реорганизации и демократизации об-ва, оставшиеся безрезультатными. После Oктябрьской революции РМО прекратило существование.

Литература: Пузыревский А. И., Императорское русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности. (1859–1909), СПБ, 1909; Финдейзен Н., Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества. (1859–1909), СПБ, 1909; Пашкин Н. Д., Московское отделение Императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860–1910, М., 1910.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Балет Парижа Балетные труппы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама