• Список сочинений, даты и литература
Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.
В. Стасов
Милию Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога — пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...
Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и среди них симфонии Бетховена, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой он проводит много времени, изучая партитуры.
Зрелость приходит к юному музыканту рано. Поступив в 1853 г. на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке, К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М. Глинкой. Общение с автором «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке.
В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям. Поэтому естественно, что, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки» (данным ему B. Стасовым) и «балакиревского кружка».
Каждую неделю друзья-музыканты и Стасов собирались у Балакирева. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали музыке. Ни один из начинающих композиторов не получил специального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский — офицером в отставке, Римский-Корсаков — моряком, Бородин — химиком.
«Под руководством Балакирева началось наше самообразование», — вспоминал впоследствии Кюи. — «Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Задания давались сразу же ответственные: начинать прямо с симфонии (Бородин и Римский-Корсаков), Кюи писал оперы («Кавказский пленник», «Ратклиф»). Все сочиненное исполнялось на собраниях кружка. Балакирев поправлял и делал указания: «...критик, именно технический критик, он был удивительный», — писал Римский-Корсаков.
К этому времени сам Балакирев написал 20 романсов, среди которых такие шедевры, как «Приди ко мне», «Песня Селима» (оба — 1858), «Песня золотой рыбки» (1860). Все романсы были изданы и получили высокую оценку А. Серова: «...Свежие здоровые цветки на почве русской музыки». В концертах звучали симфонические сочинения Балакирева: Увертюра на темы трех русских песен, Увертюра из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Написал он также немало фортепианных пьес и работал над симфонией.
Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с замечательным хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке, выступая в хоровых концертах школы. Предусматривались также занятия пением, музыкальной грамотой и сольфеджио. Хором дирижировал Ломакин, а приглашенным оркестром — Балакирев, включавший в концертные программы сочинения своих товарищей по кружку.
Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым Сборник русских народных песен, работе над которым он отдал несколько лет. Пребывание на Кавказе (1862 и 1863) дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором, а благодаря поездке в Прагу (1867), где Балакиреву предстояло дирижировать операми Глинки, он узнал и чешские народные песни.
Все эти впечатления нашли отражение в творчестве: симфоническая картина на темы трех русских песен «1000 лет» (1864; во 2-й ред. — «Русь», 1887), «Чешская увертюра» (1867), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), симфоническая поэма «Тамара», начатая в 1866 г. и законченная много лет спустя.
Творческая, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Балакирева делает его одним из самых авторитетных музыкантов, и А. Даргомыжскому, ставшему председателем РМО, удается пригласить туда Балакирева на должность дирижера (сезоны 1867/68 и 1868/69). Теперь музыка композиторов «Могучей кучки» зазвучала и в концертах Общества, с успехом прошла премьера Первой симфонии Бородина.
Казалось, что жизнь Балакирева на подъеме, что впереди — восхождение к новым вершинам. И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО. Несправедливость происшедшего была очевидна. Возмущение высказали выступившие в печати Чайковский и Стасов. Всю энергию Балакирев переключает на Бесплатную музыкальную школу, пытаясь противопоставить ее концерты Музыкальному обществу. Но конкуренция с богато обеспеченным, находящимся под высоким покровительством учреждением оказалась непосильной.
Одна за другой Балакирева преследуют неудачи, его материальная неустроенность переходит в крайнюю нужду, и это при необходимости содержать младших сестер после смерти отца. Возможностей для творчества не остается. Доведенному до отчаяния композитору приходят даже мысли о самоубийстве. Поддержать его некому: товарищи по кружку отдалились, каждый занятый своими замыслами. Решение Балакирева навсегда порвать с музыкальным искусством было для них подобно грому средь ясного неба. Не слушая их призывов и уговоров, он поступает в Магазинную контору Варшавской железной дороги. Роковое событие, разделившее жизнь композитора на два разительно несхожих между собой периода, произошло в июне 1872 г....
Хотя в конторе Балакирев прослужил недолго, возвращение его к музыке было долгим и внутренне трудным. На жизнь он зарабатывает фортепианными уроками, но сам не сочиняет, живет замкнуто и уединенно. Лишь в конце 70-х гг. он начинает появляться у друзей. Но это был уже другой человек. Страстность и кипучую энергию человека, разделявшего — пусть не всегда последовательно — прогрессивные идеи 60-х гг., сменили ханжеская набожность и аполитичность, односторонность суждений. Исцеление после пережитого кризиса все не приходило.
Балакирев вновь становится во главе оставленной им музыкальной школы, работает над завершением «Тамары» (по одноименному стихотворению Лермонтова), которая впервые прозвучала под управлением автора весной 1883 г. Появляются новые, преимущественно фортепианные пьесы, новые редакции (Увертюра на тему испанского марша, симфоническая поэма «Русь»). В середине 90-х гг. создается 10 романсов.
Сочиняет Балакирев крайне медленно. Так, начатая в 60-е гг. Первая симфония была завершена лишь через 30 с лишним лет (1897), в задуманном тогда же Втором фортепианном концерте композитор написал лишь 2 части (завершил его С. Ляпунов), работа над Второй симфонией растянулась на 8 лет (1900-08). В 1903-04 гг. появляется серия прекрасных романсов.
Несмотря на пережитую трагедию, отдаление от прежних друзей, роль Балакирева в музыкальной жизни значительна. В 1883-94 гг. он был управляющим Придворной певческой капеллой и а сотрудничестве с Римским-Корсаковым неузнаваемо изменил там музыкальное обучение, поставив его на профессиональную основу. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок.
Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка, собиравшегося у академика А. Пыпика в 1876-1904 гг.; здесь он выступал с целыми концертными программами. Обширна и содержательна переписка Балакирева с зарубежными музыкальными деятелями: с французскими композитором и фольклористом Л. Бурго-Дюкудре и критиком М. Кальвокоресси, с чешским музыкально-общественным деятелем Б. Каленским.
Симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границей — в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату играет испанец Р. Виньес, «Исламея» исполняет знаменитый И. Гофман. Популярность музыки Балакирева, зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсируют трагическую самоотстраненность от магистрального направления у себя на родине.
Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями, которые оплодотворили русскую музыку второй половины XIX в. «Тамара» — одно из вершинных произведений национально-жанрового симфонизма и неповторимая лирическая поэма. В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки — в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.
Сборник русских народных песен не только открыл новый этап в музыкальной фольклористике, но и обогатил русскую оперную и симфоническую музыку многими прекрасными темами. Балакирев был превосходным музыкальным редактором: все ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова прошли через его руки. Он готовил к изданию партитуры обеих опер Глинки (вместе с Римским-Корсаковым), сочинения Ф. Шопена.
Балакирев прожил большую жизнь, в которой были и блестящие творческие взлеты, и трагические поражения, но в целом это была жизнь подлинного художника-новатора.
Е. Гордеева
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Балакирев Милий Алексеевич (21 XII 1836 (2 I 1837), Нижний Новгород — 16 (29) V 1910, Петербург) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально-общественный деятель.
Игре на фортепиано обучался под руководством матери, несколько уроков взял у А. И. Дюбюка и К. К. Эйзриха. Музыкальному развитию Балакирева способствовало сближение с А. Д. Улыбышевым, в доме которого Балакирев знакомился с музыкальной литературой, в том числе с сочинениями М. И. Глинки, Ф. Шопена. На музыкальных вечерах, устраивавшихся Улыбышевым, начались выступления Балакирева как пианиста и дирижёра. В 1853–55 жил в Казани, состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета, продолжал концертировать, давал фортепианные уроки.
Важное событие в жизни Балакирева — переезд в Петербург (конец 1855) и встреча с М. И. Глинкой, последователем которого он становится. В 1856 Балакирев дебютировал в Петербурге как пианист и композитор (исполнил концерт для фортепиано с оркестром). В 1856–62 завязывается дружба Балакирева с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным и критиком В. В. Стасовым, оказавшим заметное влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева, познакомившим его с революционно-демократической литературой.
В начале 60-х гг. 19 века под руководством Балакирева сформировался музыкальный кружок, известный под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок, «Могучая кучка». Благодаря целеустремленности и художественной инициативе, творческому и исполнительскому опыту, Балакирев пользовался большим авторитетом у членов кружка.
В 50-60-е гг. Балакиревым созданы «Увертюра на тему испанского марша» (1857), «Увертюра на темы трёх русских песен» (1858), музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1858–61), увертюра «1000 лет» (1864), романсы, фортепианные пьесы. Эти произведения развивают традиции Глинки, особенно его симфонической музыки.
В 1862 Балакирев совместно с Г. Я. Ломакиным организовал Бесплатную музыкальную школу (БМШ), ставшую очагом массового музыкального образования и просвещения. Балакирев учредил постоянные концерта БМШ, в которых пропагандировал сочинения русских (особенно молодых) композиторов глинкинского направления и зарубежных композиторов-романтиков (Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана). Во 2-й половине 60-х гг. Балакирев по приглашению чешских музыкантов посетил Прагу, руководил постановкой оперы «Руслан и Людмила», дирижировал оперой «Жизнь за царя» (1867). В 1867–69 был главным дирижёром РМО, изменив прежний консервативный характер его концертных программ.
Расцвет музыкальной деятельности Балакирева связан с 60-ми гг. В 70-е гг. он пережил длительный душевный кризис, вызванный рядом неудач в его музыкально-общественной деятельности и в личной жизни. Балакирев отходит от БМШ, перестаёт сочинять, выступать как исполнитель, порывает дружеские связи с членами кружка. Одновременно сближается с церковными кругами Петербурга, проявляет несвойственную ему ранее религиозность.
В начале 80-х гг. Балакирев возвращается к музыкальной деятельности, которая, однако, утратила прежний размах и боевой «шестидесятнический» характер. В 1881–1908 он вновь возглавлял БМШ, одновременно (1883–94) состоял директором Придворной певческой капеллы. Принимал участие в музыкально-общественной жизни: содействовал увековечению памяти Глинки (открытие памятника в Смоленске, 1885) и Шопена (открытие памятника в Желязова-Воле, 1894). Выступления Балакирева-пианиста приобрели камерный характер (играл лишь на частных музыкальных вечерах). Ближайшим другом и последователем Балакирева стал С. М. Ляпунов.
В 1880–1900 Балакирев создал симфоническую поэму «Тамара» (ок. 1882, начата в 60-е гг.), 2 симфонии (1-я — 1897, начата в 60-е гг.; 2-я — 1908), много романсов, фортепианных произведений, «Кантату памяти Глинки» (1904, исполнена в 1906, написана к открытию памятника Глинке в Петербурге). В эти годы он занимался переработкой и редактированием большинства своих крупных сочинений раннего периода. Его новые произведения свидетельствовали о росте композиторского мастерства, но в то же время и о некотором угасании таланта.
Важнейшая черта творчества Балакирева — яркая национальная характерность. Народные образы (бытовые или эпические), картины русской жизни, природы проходят через большинство его произведений. Композитора отличает также традиционный для русской музыки интерес к теме Востока (точнее Кавказа) и народным музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской). Балакирев постоянно изучал музыкальный фольклор, особенно русский.
Богатый материал дала Балакиреву поездка по Волге, предпринятая в 1860 с целью записи народных песен, результатом её явился сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (напечатан в 1866) — первый классический образец этого рода в истории русской музыкальной фольклористики. 2-й сборник — «30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» (1898) создан на материале, собранном песенными экспедициями Русского географического общества.
С увлечённостью фольклором связано обилие в произведениях Балакирева подлинных народных мелодий и близких к ним авторских тем жанрово-песенного или танцевального характера. Например, увертюры на русские народные темы, симфонии (особенно 1-я), вокальные сочинения. Поездки на Кавказ, знакомство с его фольклором вызвали к жизни красочные восточные музыкальные образы (поэма «Тамара», фортепианная фантазия «Исламей», «Грузинская песня» и др.). И в этом Балакирев продолжил творческие принципы Глинки.
Балакиреву-лирику свойственно воплощение контрастных эмоций: пылкая страстность, горячность сменяются ленивой истомой, спокойной мечтательностью. В поздних сочинениях преобладают сдержанно-лирические созерцательные настроения, связанные с философским восприятием природы или с воспоминаниями о прошлом.
Основная сфера творчества Балакирева — инструментальная музыка (симфоническая и фортепианная). Развивая вслед за Глинкой жанрово-народный симфонизм (первое крупное сочинение этого рода — «Увертюра на темы трёх русских песен»), Балакирев стремился к обогащению жанра увертюры эпическими элементами (использование былинных напевов, мелодики древнего характера, окаймление центральных, подвижных по темпу жанрово-бытовых разделов медленными эпизодами эпического склада).
Он обращался преимущественно к историческим сюжетам, стремясь воссоздать величавый образ народа. Такова его вторая русская увертюра — «1000 лет» (написана к открытию в Новгороде памятника «Тысячелетие России»; во 2-й редакции — симфоническая поэма «Русь»), в литературной программе которой автор писал о своём намерении запечатлеть в музыке поэмы некоторые моменты русской истории (Русь языческая, московская, казацкая).
С именем Балакирева связано рождение жанра русской эпической симфонии. В 60-х гг. Балакирев начал работать над 1-й симфонией. Одновременно он принимал участие в создании симфоний Бородина и Римского-Корсакова. Принципы русской эпической симфонии вырабатывались в совместных творческих исканиях этих композиторов.
Балакирев работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы Балакирева — «Тамара» (по одноименному стихотворению М. Ю. Лермонтова, посвящена Ф. Листу). Построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера, «Тамара» стилистически родственна программным симфоническим поэмам Ф. Листа — создателя этого жанра. В то же время она связана с творчеством Глинки («Восточные танцы» из оперы «Руслан и Людмила»). В «Тамаре» отчётливо проявились индивидуальные черты симфонического стиля Балакирева: яркость звукописного и национально-характерного (кавказского) колорита, свободное сопоставление разнохарактерных и красочных музыкальных картин (ночное Дарьяльское ущелье, празднество в замке Тамары, утренний горный пейзаж).
Другой тип программного симфонизма Балакирева — музыка к трагедии Шекспира «Король Лир». (Первым классическим произведением этого рода в русской музыке был «Князь Холмский» Глинки.) Это сочинение Балакирева открыло шекспировскую тему в творчестве русских композиторов (произведения П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева на сюжеты Шекспира).
Балакирев — один из первых русских композиторов, широко использовавший в фортепианной музыке крупные концертно-виртуозные формы. Среди его фортепианных произведений выделяется восточная фантазия «Исламей» (1869), отличающаяся оригинальным тематическим материалом (подлинные восточные темы), широтой и симфоничностью замысла, сочетанием европейского концертного стиля со специфическими чертами восточного инструментального колорита. Эта виртуозная блестящая пьеса — важнейшая веха в развитии русского пианизма.
Характерно также обращение Балакирева к жанрам романтической фортепианной музыки (мазурки, вальсы, ноктюрны, скерцо), свидетельствующее о близости к Ф. Шопену. Значительную часть фортепианного наследия Балакирева составляют транскрипции и переложения (для фортепиано в 2 и 4 руки) произведений других композиторов (М. И. Глинки, В. Ф. Одоевского, Л. Бетховена, Г. Берлиоза).
Камерно-вокальные сочинения Балакирева — своего рода связующее звено между русским романсом Глинки, Даргомыжского и русской вокальной лирикой 2-й половины 19 века. Свежестью и новизной отличаются романсы раннего периода. Некоторые из них — фантастико-пейзажная «Песня золотой рыбки», лирические «Исступление», «Приди ко мне», «восточные» романсы («Песня Селима», «Грузинская песня») — являются первыми образцами этого типа в вокальной музыке композиторов Балакиревского кружка. Лучшие романсы Балакирева написаны на тексты М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. А. Фета, А. К. Толстого, А. М. Жемчужникова.
Произведения Балакирева нередко содержат стилистические противоречия: оригинальность музыкально-поэтического замысла и богатство музыкальной фантазии сочетаются в них с рыхлостью и недостаточной цельностью формы (преимущественно крупной). В этом проявились как индивидуальные свойства дарования композитора, так и особенности его творческого процесса — длительные перерывы в работе, вследствие чего Балакиреву приходилось заново «вживаться» в произведение.
С этим связана также двойственность исторической судьбы его творчества: Балакирев вначале шёл впереди своих товарищей по кружку, уверенно намечал пути развития русской музыки после Глинки, но по сравнению с другими представителями «Могучей кучки» достижения Балакирева оказались более скромными, тем более, что его капитальные произведения появились после симфоний Бородина и программных симфонических сочинений Римского-Корсакова. Однако это не умаляет значения Балакирева как вождя «Новой русской музыкальной школы», как автора произведений, вошедших в русскую музыкальную классику 19 века.
А. И. Кандинский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
• Список сочинений, даты и литература
• Жизненный и творческий путь
• Фортепианное творчество