Сергей Михайлович Ляпунов

Дата рождения
30.11.1859
Дата смерти
08.11.1924
Профессия
Страна
Россия
Сергей Михайлович Ляпунов

Ляпунов Сергей Михайлович (18(30) XI 1859, Ярославль — 8 XI 1924, Париж) — русский композитор, пианист, дирижёр. Родился в семье учёного-астронома. Его первой учительницей музыки была мать. В 1870 семья Ляпуновых переселилась в Нижний Новгород. В 1873–78 Ляпунов занимался в музыкальных классах при Нижегородском отделении РМО под рук. В. Ю. Виллуана (фортепиано и теоретические предметы). В эти годы начал сочинять и часто выступал в концертах. В 1883 окончил Московскую консерваторию как композитор и пианист. Занимался у Н. А. Губерта, С. И. Танеева (теория композиции) и В. И. Вильборга, К. Клиндворта, П. А. Пабста (фп.). В 1883 впервые выступил публично как композитор и дирижёр (исполнил «Скерцо» F-dur для оркестра).

Переехав в Петербург, познакомился с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, В. В. и Д. В. Стасовыми, А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым. С 1890 преподавал муз. предметы в Николаевском кадетском корпусе, с 1892 служил чиновником особых поручений в Государственном контроле. Летом 1893 по заданию Русского географического общества совершил поездку по Вологодской, Вятской, Костромской и Ярославской губерниям для собирания народных песен (совм. с Ф. М. Истоминым, записывавшим тексты). Результатом экспедиции явился сб. «Песни русского народа» (изд. 1899). В 1894–1902 был помощником управляющего Придворной певческой капеллы.

Оставив службу в капелле, занимался композиторской и концертной деятельностью (выступал как пианист и дирижёр), а также принял участие (совместно с Балакиревым) в издании первого наиболее полного собр. соч. М. И. Глинки (выпущено в свет изд-вом П. И. Юргенсона в Москве), в которое вошли оперы, симфонические, камерные и хоровые произведения, значительная часть романсов и фортепианных пьес. Ляпунов многое сделал для увековечения памяти своего друга и наставника М. А. Балакирева (вскоре после его смерти написал биографический очерк, позже работал над монографией, закончил и инструментовал ряд произведений Балакирева).

В 1908 Ляпунов был избран директором Бесплатной музыкальной школы, в 1913 председатель Бесплатных муз. классов им. Глинки. В 1910–23 профессор Петербургской (Петроградской) консерватории (класс фп., с 1917 — также классы практич. соч., контрапункта и фуги). Среди его учеников — З. О. Шандаровская, Н. И. Голубовская, А. Д. Бушен, И, А. Шкаровская (класс фп.), П. Б. Рязанов, Г. М. Римский-Корсаков, А. А. Кенель, В. М. Богданов-Березовский (теоретич. классы). В 1917 Ляпунов преподавал в Муз. ин-те. С 1919 заведовал школой спец. муз. образования (впоследствии 4-й Гос. муз. техникум), где и преподавал. С этого же года был профессором Ин-та истории иск-в, читал несколько лет курсы истории русской музыки, рус. фп. музыки, рус. песни. В 1921 (в течение полугода) заведовал Народной хоровой академией (быв. Придв. певч. капелла). Продолжал также концертные выступления.

В 1923, получив отпуск в консерватории, Ляпунов выехал на гастроли, а также для отдыха и лечения за границу (Германия и Франция). Состоялось несколько его выступлений в Париже (в т. ч. авторский концерт в конц. зале Гаво). 8 нояб. 1924 за несколько часов до очередного концерта Ляпунов умер от сердечного приступа. Был похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Творчество Ляпунова продолжает традиции «Могучей кучки». Отсюда народно-песенный тематизм, восточный колорит, программность, звукоизобразительность. В его музыке заметно влияние народно-эпического симфонизма А. П. Бородина, яркой образности оркестровых поэм и виртуозного пианизма М. А. Балакирева. В конце 1900-х гг. в его сочинениях появляются некоторые новые мотивы. Так, во 2-м фортепианном концерте (1909) заметно стремление к лирике углублённо-созерцательного склада.

Талант Ляпунова шире и разнообразнее проявился в фортепианном творчестве. Здесь охвачен большой круг тем и настроений, начиная от глубоких по содержанию «Двенадцати этюдов высшего исполнительского мастерства» ор. 11, сонаты ор. 27, до картинок из детской жизни. Для фортепианных произведений характерны монументальность, красочность, а также изящество мелодического рисунка и выигрышное с точки зрения пианизма изложение.

Сочинения:

для оркестра — 2 симфонии (h-moll, op. 12, 1887, исп. 1888; b-moll, op. 66, 1917, исп. 1950), Концертная увертюра (cis-moll, 1883, исп. 1885; во 2-й ред. — Баллада, ор. 2, 1894–1896, исп. 1898), Торжественная увертюра на русские темы (C-dur, op. 7, 1896, исп. 1898), Польский (D-dur, op. 16, 1900), симф. поэмы Желязова Воля (h-moll, op. 37, 1909, исп. 1910) и Гашиш (b-moll, op. 53, по одноим. поэме А. А. Голенищева-Кутузова, 1913, исп. 1914); для фортепиано с оркестром — 2 концерта (es-moll, op. 4, 1890, исп. 1891; E-dur, ор. 38, 1909, исп. 1912), Рапсодия на украинские темы (fis-moll, op. 28, 1907, исп. 1909); для скрипки с оркестром — концерт (d-moll, op. 61, 1915, исп. 1944); камерно-инструментальные ансамбли — секстет для фп., 2 скр., альта, влч. и к-баса (b-moll, op. 63, 1-я ред. 1915, исп. 1916; 2-я ред. 1921, исп. 1922); для фортепиано — пьесы, прелюдии, этюды, вальсы, мазурки, вариации и др. (ор. 1, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 17–27, 29, 31, 35, 36, 40, 41, 45, 46, 49, 55, 57–60, 65, 70), сюита Скоморохи в 4 ч. (1923–24, рукопись не обнаружена) и др.; для органа — Прелюд-пастораль (As-dur, op. 54, 1913, исп. 1918); для хора — Русские народные песни, ор. 15 (протяжная Во лесах то ли было, святочная На горе стоит верба, 1902), Вечерняя песнь (для тенора, хора и орк., сл. А. С. Хомякова, ор. 68, 1920); вокальные ансамбли (для муж. голосов) — Пять квартетов, ор. 47 (Малое виноградие, Протяжная, Ваня-клюшничек, 2 Малорусские, 1912), Пять квартетов, ор. 48 (О птицах, Плясовая, Святочная, Былина про Ивана Васильевича Грозного, Былина про Ермака, 1912); романсы и песни — ор. 14, 30, 32, 39, 42, 43, 44, 50, 51, 52, 56, 69, 71, в т. ч. на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Голенищева-Кутузова, А. В. Кольцова и др.; переложения для фортепиано — Два отрывка из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, ор. 3 (Колыбельная, Битва и смерть Черномора, 1908), отрывки из оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (1923–24, рукопись не обнаружена), 2 симфонии, симф. поэмы «Русь» и «В Чехии» Балакирева и др.; оркестровка, в т. ч. фп. фантазии «Исламей» Балакирева; завершение концерта для фп. с орк. и сюиты h-moll для орк. Балакирева; и др.

Литературные сочинения: Отчёт об экспедиции для собирания русских народных песен с напевами в 1893 году (совм. с P. M. Истоминым), Известия Русского географического общества, 1894, том 30, с. 331–54; М. А. Балакирев, «ЕИТ», 1910 г., вып. 7–8; Предисл. и прим. в кн.: Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ, 1912; Предисл. и прим. к публ.: Переписка M. A. Балакирева и H. А. Римского-Корсакова (1862–1898), «Музыкальный современник», 1915, сентябрь—ноябрь, 1916, февраль—март, сентябрь—декабрь, 1917, март—апрель; Молодые годы М. А. Балакирева, в кн.: М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962, с. 7–71 (совм. с А. С. Ляпуновой).

Литература: Mалков Н. П., Фортепианное творчество М. Балакирева и С. Ляпунова, «РМГ», 1913, No 1, стлб. 5–9, No 2, стлб. 37–40, No 5, стлб. 124–28; С. М. Ляпунов, некролог, «Музыкальная новь», 1924,.No 12; Переписка С. М. Ляпунова с М. А. Балакиревым, «СМ», 1950, No 9; Ляпунова A., С. М. Ляпунов, «СМ», 1950, No 9; её же, Из истории творческих связей М. Балакирева и С. Ляпунова (по материалам переписки), в кн.: М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961, с. 388–421; Переписка В. Стасова и С. Ляпунова, «СМ», 1957, No 1; Шифман М., С. М. Ляпунов. Очерк жизни и творчества, М., 1960; Письма С. М. Ляпунова, «СМ», 1960, No 3; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка. Конец XIX — начало XX века. М., 1969, с. 97–105.

А. С. Ляпунова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Андраш Шифф Дирижёры

рекомендуем

смотрите также

Ференц (Франц) Лист Композиторы
Генри Манчини Композиторы
Джон Булл Композиторы
Жорж Циффра Пианисты
Спиридон Аветисович Меликян Музыковеды и театроведы

Реклама