Вейнгартнер, Феликс фон (нем. Felix Weingartner; 2 VI 1863, Задар, Хорватия — 7 V 1942, Винтертур) — немецкий дирижёр, композитор и музыкальный писатель. По национальности австриец.
Учился композиции у В. А. Реми в Граце (1873–81), у Г. Цопфа (композиция) и О. Пауля (фортепиано) в консерватории в Лейпциге (1881–83); совершенствовался у Ф. Листа (1883) в Веймаре, где (по его рекомендации) была поставлена опера Вейнгартнера «Сакунтала» (1884). Работал как оперный и концертный дирижёр в Кёнигсберге, Данциге, Гамбурге, Mангейме (1884–91) и в Берлине (1891–98), руководил симфоническим оркестром Р. Кайма («Кайм-концерты») в Мюнхене (1898–03). В 1908–11 директор Венской оперы (преемник Г. Малера) и руководитель симфонических концертов филармонии (до 1927). После работы в Гамбурге (1912–14, Городской театр) и Дармштадте (1914–19; генерал-музик-директор) вернулся в Вену, где стал директором Народной оперы (1919–24).
Гастролировал за рубежом. В 1926 выступал в СССР. В 1927–33 руководитель консерватории и дирижёр в Базеле. В 1935–36 руководитель Государственной оперы в Вене.
Вейнгартнер — один из крупнейших представителей немецкой дирижёрской школы; наряду с Х. Рихтером, Ф. Мотлем, Г. Малером и А. Никишем входил в т.н. «послевагнеровскую пятёрку». Его искусство, в основе которого лежало стремление к стилистически чуткому, точному воспроизведению авторского текста, отличалось классической законченностью, внешней сдержанностью, сильно выраженным волевым началом, отчётливостью фразировки, преобладанием интеллектуального подхода к исполнению над непосредственной эмоциональностью. Славился как интерпретатор произведений Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, П. И. Чайковского, А. П. Бородина. Автор 8 опер (главным образом на собственные либретто), 7 симфоний, симфонических поэм, увертюр, скрипичных концертов, камерных произведений, фортепианных сочинений и обработок для оркестра и др.
Вейнгартнер — один из редакторов полного собрания сочинений Г. Берлиоза (выходило с 1899) и Й. Гайдна (с 1907), произведений Шуберта.
Литературные сочинения: Die Lehre von der Wiedergeburt und das musikalische Drama, Kiel-Lpz., 1895; Uber das Dirigieren, В., 1895, Lpz., 1913 (в рус. пер. — О дирижировании, Л., 1927); Bayreuth. 1876–1896, Lpz., 1896, 1904; Die Symphonie nach Beethoven, В., 1897, 1926; Ratschlage fur Auffuhrungen klassischer Symphonien, Bd 1–3, Lpz., 1906–23 (в рус. пер. — Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам, т. 1, М., 1965); Akkorde, Gesammelte Aufsatze, Lpz., 1912; Tagebuch. Eine Kunstlerfahrt nach Sudamerika…, W. — Lpz., 1921; Lebenserinnerungen, Bd 1–2, Lpz., 1923–29, 1928–29; Unwirkliches und Wirkliches, W., 1936.
Литература: Ник. Ф. (Финдейзен H.), P. Вейнгартнер, «RMG», 1898, с. 837–844; P. Вейнгартнер о русской музыке, «ЖИ», 1926, No 17–18, с. 18; Розеншильд К., Из малеровских времен, «СМ», 1967, N 1, с. 83–84; Krause E., Weingartner als schaffender Kunstler, В., 1904; Evans E., F. Weingartner, «MR», 1942, III; Weingartner-Studer C., Souvenir sur F. Weingartner, «Feuilles musicales», XI–XII, 1958–59.
Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Феликс Вейнгартнер — один из величайших дирижеров мира — занимает особое место в истории дирижерского искусства. Начав артистическую деятельность в ту пору, когда еще жили и творили Вагнер и Брамс, Лист и Бюлов, Вейнгартнер завершил свой путь уже в середине нашего века. Таким образом, этот артист стал как бы связующим звеном между старой дирижерской школой XIX века и современным дирижерским искусством.
Вейнгартнер происходит из Далмации, он родился в городке Задар, на побережье Адриатики, в семье почтового служащего. Отец умер, когда Феликс был еще ребенком, и семья переехала в Грац. Здесь будущий дирижер начал учиться музыке под руководством матери. В 1881—1883 годах Вейнгартнер — студент Лейпцигской консерватории по классам композиции и дирижирования. Среди его педагогов — К. Рейнеке, С. Ядассон, О. Пауль. В студенческие годы впервые проявился дирижерский талант молодого музыканта: в ученическом концерте он блестяще провел на память Вторую симфонию Бетховена. Это, впрочем, принесло ему лишь порицание Рейнеке, которому не понравилась такая самоуверенность ученика.
В 1883 году состоялся уже самостоятельный дебют Вейнгартнера в Кенигсберге, а через год в Веймаре была поставлена его опера «Шакунтала». Сам автор провел здесь несколько лет, став учеником и другом Листа. Последний рекомендовал его ассистентом к Бюлову, но сотрудничество их продолжалось недолго: Вейнгартнеру были не по душе вольности, которые допускал Бюлов в своей трактовке классики, и он не стесняясь заявлял ему об этом.
После нескольких лет работы в Данциге (Гданьск), Гамбурге, Мангейме Вейнгартнер уже в 1891 году был назначен первым дирижером королевской оперы и симфонических концертов в Берлине, где он закрепил свою репутацию одного из ведущих немецких дирижеров.
А с 1908 года центром деятельности Вейнгартнера становится Вена, где он сменил Г. Малера на посту руководителя оперы и оркестра филармонии. Этот период знаменует собой и начало мировой известности артиста. Он много гастролирует во всех странах Европы, особенно в Англии, в 1905 году впервые пересекает океан, а позже, в 1927 году, выступает в СССР.
Работая в Гамбурге (1911—1914), Дармштадте (1914—1919), артист не порывает с Веной и вновь возвращается сюда в качестве директора Народной оперы и дирижера Венской филармонии (до 1927 года). Затем он поселился в Базеле, где дирижировал оркестром, занимался композицией, вел класс дирижирования в консерватории, окруженный почетом и уважением.
Казалось, что престарелый маэстро уже не вернется к активной артистической деятельности. Но в 1935 году, после того как Клеменс Краус уехал из Вены, семидесятидвухлетний музыкант снова возглавил Государственную оперу, выступил и на Зальцбургском фестивале. Однако ненадолго: разногласия с музыкантами вскоре заставили его окончательно уйти в отставку. Правда, и после этого Вейнгартнер еще нашел в себе силы предпринять большую концертную поездку по Дальнему Востоку. И лишь затем он окончательно поселился в Швейцарии, где и умер.
Слава Вейнгартнера основывалась прежде всего на его интерпретации симфоний Бетховена и других композиторов-классиков. Монументальность его концепций стройность форм и динамическая сила его трактовок производили огромное впечатление на слушателей. Один из критиков писал: «Вейнгартнер — классицист по темпераменту и школе, и в классической литературе он чувствует себя лучше всего. Чувствительность, сдержанность и зрелый интеллект сообщают его исполнению впечатляющее благородство, и часто говорят, что величественная грандиозность его Бетховена недостижима ни для одного другого дирижера нашего времени. Вейнгартнер способен утверждать классическую линию музыкального произведения рукой, всегда сохраняющей твердость и уверенность, он способен сделать слышимыми самые тонкие гармонические сочетания и самые хрупкие контрасты. Но, быть может, самое замечательное качество Вейнгартнера — это его необычайный дар видеть произведение как целое; он обладает инстинктивным ощущением архитектоники».
В справедливости этих слов могут убедиться любители музыки. Несмотря на то, что расцвет артистической деятельности Вейнгартнера приходится на годы, когда техника звукозаписи еще была весьма несовершенной, в его наследие входит довольно значительное число записей. Сохранились для потомков глубокие прочтения всех симфоний Бетховена, большинство симфонических произведений Листа, Брамса, Гайдна, Мендельсона, а также вальсов И. Штрауса. Вейнгартнер оставил много литературно-музыкальных работ, содержащих ценнейшие мысли о дирижерском искусстве и интерпретации отдельных сочинений.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.