
Молас (урожденная — Пургольд) Александра Николаевна (6 (18) IV 1845, Петербург — 6 VII 1929, там же) — русская певица (меццо-сопрано).
Занималась пением под руководством А. С. Даргомыжского; брала также уроки у Г. Ниссен-Саломан. Вместе с сестрой — H. H. Пургольд (женой Н. А. Римского-Корсакова) принимала активное участие в деятельности «Могучей кучки». На музыкальных вечерах «Могучей кучки» впервые исполнила почти все романсы М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи.
Для пропаганды произведений композиторов Новой русской музыкальной школы организовала в своей квартире кружок, в который вошли известные певцы — M. M. Корякин, Г. А. Морской, Д. М. Леонова. Здесь исполнялись отрывки из опер и целые оперы: «Каменный гость», «Женитьба» Мусоргского, «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Псковитянка»; «Анджело» Кюи.
Молас обладала красивым голосом большого диапазона. Её пение отличалось задушевностью, выразительностью, чистотой интонации, естественностью музыкальной декламации, высоким искусством фразировки. На концертной эстраде Молас почти не выступала (за исключением нескольких концертов «Бесплатной музыкальной школы»). С начала 1900-х гг. посвятила себя педагогической работе. Среди её учеников М. А. Оленина-д’Альгейм.
Литература: Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, 'М., 1955; Римский-Корсаков A. H., H. А. Римский-Корсаков, Жизнь и творчество, вып. 2, М., 1935, с. 81–98, вып. 4, М., 1937, с. 19–25; Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 2, М., 1958; Асафьев Б., Встречи и раздумья, «СМ», 1954, No 11, с. 35–42; Львов М., Из истории вокального искусства, М., 1964, с. 147–159.
В. И. Зарубин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Иллюстрация: И. Е. Репин. Портрет певицы А. Н. Молас, 1883. Государственный Русский музей