Акшин Аликули оглы Ализаде

Agshin Alizadeh

Дата рождения
22.05.1937
Дата смерти
03.05.2014
Профессия
Страна
Азербайджан, СССР
Акшин Аликули оглы Ализаде / Agshin Alizadeh

А. Ализаде вошел в музыкальную культуру Азербайджана в 60-е гг. наряду с другими композиторами республики, сказавшими свое слово в искусстве в отношении к народной музыке. Азербайджанская народная, ашугская и традиционная музыка (мугам), ставшая источником вдохновения для многих композиторов, питает и творчество Ализаде, в котором своеобразно преломляются и переосмысливаются ее ладоинтонационные и метроритмические особенности в сочетании с современными приемами композиции, лаконизмом и отточенностью деталей музыкальной формы.

Ализаде окончил Азербайджанскую государственную консерваторию по классу композиции Д. Гаджиева (1962) и аспирантуру под руководством этого видного азербайджанского композитора (1971). Значительное влияние на творческое становление Ализаде, как и на творчество многих представителей национальной композиторской школы, оказала музыка У. Гаджибекова, К. Караева, Ф. Амирова. Ализаде воспринял также искусство корифеев музыки XX в. — И. Стравинского, Б. Бартока, К. Орфа, С. Прокофьева, Г. Свиридова.

Яркая самобытность стиля, самостоятельность музыкального мы: шления Ализаде проявилась уже в студенческие годы, в частности в Сонате для фортепиано (1959), отмеченной дипломом первой степени на Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов. В этом произведении, органично вписывающемся в традицию национальной фортепианной сонаты, Ализаде претворяет новый взгляд на классическую композицию, используя национальный по характеру тематизм, приемы народного инструментального музицирования.

Творческой удачей молодого композитора стала его дипломная работа — Первая симфония (1962). В последовавшей за ней Камерной симфонии (Второй, 1966), отмеченной зрелостью и мастерством, воплотился характерный для советской, и в том числе азербайджанской, музыки 60-х гг. элемент неоклассицизма. Немаловажную роль сыграла в этом произведении неоклассическая традиция музыки К. Караева. В терпком музыкальном языке, сочетающемся с прозрачностью и графичностью оркестрового письма, своеобразно претворено мугамное искусство (во 2 части симфонии используется материал мугама Рост).

Синтез неоклассического элемента с интонациями народной музыки отличает стиль двух контрастных по характеру пьес для камерного оркестра «Пасторали» (1969) и «Ашугской» (1971), образующих, несмотря на свою самостоятельность, диптих. Нежно-лирическая Пастораль воссоздает стиль народной песенности. Отчетливо ощущается связь с народным искусством и в «Ашугской», где композитор обращается к древнему пласту музыки ашугов — странствующих певцов, музыкантов, которые сами сочиняли песни, стихи, дастаны и щедро дарили их народу, бережно сохраняли исполнительские традиции. Ализаде воплощает характер вокального и инструментального интонирования, свойственный ашугской музыке, имитируя, в частности, звучание тара, саза, ударного инструмента дэфа, пастушеской свирели тутека. В пьесе для гобоя и струнного оркестра «Джанги» (1978) композитор обращается к другой сфере народной музыки, претворяя стихию героической пляски воинов.

Важную роль в творчестве Ализаде играет хороваяи вокально-симфоническая музыка. Цикл хоров a cappella «Баяты» написан на тексты старинных народных четверостиший, сконцентрировавших в себе народную мудрость, остроумие, лиризм (1969). В этом хоровом цикле Ализаде использует баяты любовного содержания. Раскрывая тончайшие оттенки чувства, композитор сочетает психологические картины с пейзажными и бытовыми зарисовками по принципу эмоционального и темпового контраста, интонационно-тематических связей. Национальный стиль вокального интонирования преломлен в этом цикле, словно написанном прозрачными акварельными красками, сквозь призму восприятия современного художника. Здесь Ализаде опосредованно претворяет манеру интонирования, присущую не только ашугам, но также певцам-ханенде — исполнителям мугамов.

Иной образно-эмоциональный мир предстает в кантате «Двадцать шесть», насыщенной ораторским пафосом, патетикой (1976). Сочинение носит характер эпико-героического реквиема, посвященного памяти героев Бакинской коммуны. Произведение открыло дорогу двум следующим кантатам: «Празднество» (1977) и «Песня о благословенном труде» (1982), воспевающим радость жизни, красоту родной земли. Свойственная Ализаде лирическая интерпретация народной музыки проявилась в «Старинной колыбельной» для хора a cappella (1984), в которой воскрешается древняя национальная музыкальная традиция.

Композитор также активно и плодотворно работает в области оркестровой музыки. Им написаны жанрово-живописные полотна «Сельская сюита» (1973), «Апшеронские картины» (1982), «Ширванские картины» (1984), «Азербайджанский танец» (1986). Эти произведения находятся в русле традиций национального симфонизма. В 1982 г. появляется Третья, а в 1984 — Четвертая (Мугамная) симфония Ализаде. В этих сочинениях своеобразно преломляется традиция мугамного искусства, питавшая творчество многих азербайджанских композиторов, начиная с У. Гаджибекова. Наряду с традицией мугамного инструментализма в Третьей и Четвертой симфониях композитор использует средства современного музыкального языка. Неторопливость эпического повествования, присущая предыдущим оркестровым сочинениям Ализаде, соединяется в Третьей и Четвертой симфониях с драматургическими принципами, свойственными драматически-конфликтному симфонизму. После телевизионной премьеры Третьей симфонии газета «Баку» писала: «Это трагический, исполненный внутренних противоречий монолог, насыщенный размышлениями о добре и зле. Музыкальная драматургия и интонационное развитие одночастной симфонии направляются мышлением, глубинные истоки которого восходят к древним мугамам Азербайджана».

Образным строем и стилистикой Третья симфония связана с героико-трагическим балетом «Бабек», (1979) по трагедии И. Сельвинского «Орла на плече носящий», повествующим о народном восстании IX в. под предводительством легендарного Бабека. Этот балет был поставлен на сцене Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1986).

В сфере творческих интересов Ализаде находится также музыка к кинофильмам, драматическим спектаклям, камерно-инструментальные сочинения (среди них выделяется соната «Дастан» — 1986).

Н. Алексенко

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама