Илья Александрович Сац

Дата рождения
30.04.1875
Дата смерти
24.10.1912
Профессия
Страна
Россия

Сац Илья Александрович (18 (30) IV 1875, Чернобыль Киевской губернии — 11 (24) X 1912, Москва) — русский композитор.

Родился в семье адвоката. С детства увлекался музыкой. В 1891 начал учиться игре на виолончели (в Киеве). Некоторое время занимался в Киевском музыкальном училище, в 1897–99 — в Московской консерватории по классу виолончели (по контрапункту у С. И. Танеева). В 1900 жил за границей (в Швейцарии общался с Г. В. Плехановым, В. Д. Бонч-Бруевичем). По возвращении в Москву подвергся преследованиям полиции. Был вынужден уехать в Иркутск, где в 1900–03 преподавал хоровое пение, игру на виолончели, сотрудничал в газете «Иркутские ведомости». В 1903–07 учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (на дирижёрском отделении). В 1905 заведующий музыкальной частью «Театра-студии на Поварской». Написанная Сацем музыка к спектаклю этого театра «Смерть Тентажиля» Метерлинка (1905) определила его дальнейший творческий путь.

С 1906 заведующий музыкальной частью и дирижёр МХТ; сотрудничал с К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким. Здесь наиболее полно раскрылось его дарование театрального композитора. Писал музыку и для спектаклей Малого театра, Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской, театра «Кривое зеркало» и др. Увлекался также оперой. В 1905 основал «Кружок художественных исканий», ставивший целью реформу оперных спектаклей. Уделял большое внимание народной музыке. Организовал кружок «Музыка народов» (1905), цикл этнографических концертов (собирая для них материал, ездил по русским деревням, побывал на Украине, в Средней Азии; привёз в Москву народных певцов, музыкантов).

Талантливый театральный композитор, Сац своей музыкой способствовал раскрытию идейного замысла спектакля, усиливая и обостряя характерность образов и ситуаций. Особой популярностью пользуется музыка Саца к пьесе-сказке М. Метерлинка «Синяя птица» (1908, МХТ). Среди других сочинений Саца — музыка к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (1911), к драмам Л. Н. Андреева «Жизнь Человека» (1907) и «Анатэма» (1909), к лирической драме С. С. Юшкевича «Miserere» (1910), к пьесам К. Гамсуна «Драма жизни» (1907) и «У жизни в лапах» (1911). Автор опер-пародий (на собственные либретто), высмеивающих рутину («Не хвались, идучи на рать», «Месть любви, или Кольцо Гваделупы», «Восточные сладости, или Битва русских с кабардинцами»), оркестровых и фортепианных пьес, романсов, песен.

Литература: Каратыгин (В. Г.), Сац. (Некролог), «Аполлон», 1913, No 1; Илья Сац, М., 1923; Сулержицкий Л. A., Илья Сац в Художественном театре, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра 1943, М., 1945; Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 7, М., 1954–60; .Сац Н. И., Всегда с тобой, М., 1965; её же, Новеллы моей жизни, М., 1973; Дрейден С., Музыка-революции, 1966, 1970; Илья Сац. Из записных книжек. Воспоминания современников, сост. и ред. Н. Сац, М., 1968.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Антон фон Веберн Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама