Мауро Джулиани

Дата рождения
27.07.1781
Дата смерти
08.05.1829
Профессия
Страна
Италия
Мауро Джулиани

Джулиани, Maypo (итал. Mauro Giuseppe Sergio Pantaleo Giuliani; 27 VII 1781, Барлетта, близ Бари — 8 V 1829, Неаполь) — итальянский гитарист, певец, композитор и педагог.

В 1807–19 жил в Вене, выступал в концертах как гитарист с исполнением собственных сочинений. Его виртуозную игру высоко ценил Л. Бетховен, написавший для него ряд гитарных произведений. С 1816 Джулиани гастролировал во многих европейских странах (в 1822 в России). Возвратившись в Вену, занимался гл. обр. педагогической деятельностью (среди его учеников — польский гитарист Я. Н. Бобрович и др.).

Автор «Школы», этюдов и более 200 сольных и ансамблевых произведений для гитары, написанных в блестящем концертном стиле (в т. ч.: 4 концерта для гитары с оркестром, вариации на русскую песню «Пожалуйте, сударыня, ручку» и др.) и сыгравших значительную роль в развитии виртуозной гитарной техники.

Сын и ученик Джулиани — Михаил Джулиани (16 V 1801, Барлетта — 8 X 1867, Париж) — гитарист, певец, композитор и педагог. С начала 1820-х гг. жил в России. Выступал в качестве гитариста в Петербурге; славился наряду с К. А. Кавосом как лучший вокальный педагог. С 1850 преподавал пение в Парижской консерватории.

Литература: Вольман Б. A., Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары, М., 1968; Ferrari R., Mauro Giuliani, Bologna, 1934.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Мауро Джулиани родился 27 июля 1781 года в Барлетте близ Бари. С детства мальчик обучался игре на скрипке и на флейте. Самостоятельно Мауро овладел и игрой на гитаре. Овладел настолько хорошо, что уже в двадцатилетнем возрасте стал известен в Италии как один из лучших гитаристов.

В 1800 году Джулиани начал свои концертные поездки по странам Европы. Спустя семь лет он обосновался в Вене. Столица Австрии в первой половине XIX века была одним из немногих городов, где существовали площадки, на которых соревновались крупнейшие исполнители-гитаристы, где издавалась новая гитарная литература и интенсивно протекала педагогическая деятельность гитаристов.

В апреле 1808 года Мауро выступил в сопровождении оркестра со своим концертом для гитары. Концерт изобиловал виртуозными трудностями, что позволило показать Джулиани как свое мастерство исполнителя, так и способность гитары соперничать на концертной эстраде с такими инструментами, как фортепиано и скрипка.

Дальнейшие выступления итальянца упрочили его успех как гитариста. Гитарой заинтересовались и некоторые музыкальные авторитеты.

Так для концертов в королевском саду в Шенбрунне И. Гуммель сочинил три квартета для фортепиано, скрипки, виолончели и гитары. В их исполнении приняли участие сам Гуммель и Джулиани.

Когда в 1813 году в Вене исполнялась в первый раз Седьмая симфония Бетховена под управлением автора, Джулиани выступил в ней как скрипач. И хотя он сидел в оркестре на последнем пульте вторых скрипок, Бетховен назвал его в числе «отличных виртуозов», исполнявших симфонию. Бетховен высоко ценил Джулиани как музыканта и бывал у него.

Сохранившиеся программы и рецензии о выступлениях Джулиани в Вене — яркое свидетельство того, что успехом пользовалась как его игра на гитаре соло, так и в ансамблях, где его партнерами были крупнейшие музыканты.

В 1816 году Джулиани, вместе с И. Мошелесом и И. Майзедером, отправился в концертную поездку по Германии, принесшую оглушительный успех. В 1821 году Джулиани гастролирует в Риме. Со своей родины он, продолжая концертировать по Европе, отправился в Варшаву.

Польский историк гитары Юзеф Поврозняк опубликовал статью о Джулиани, в которой указывает, что, выехав из Вены в Петербург и возвращаясь оттуда обратно, Джулиани задержался в Кракове, где дал два концерта с благотворительной целью: 2 января 1820 года и 21 декабря 1825 года В 1822 году в Польше был издан сборник его гитарных пьес, «посвященный польским дамам в Варшаве», в который вошли вариации на арию Иосифа Понятовского.

Из Варшавы в 1822 году Джулиани направился в Петербург. Некоторые источники указывают, что он прибыл вместе с известным пианистом и композитором И. Гуммелем в составе свиты великой княгини Марии Павловны. В России Джулиани прожил около года. К сожалению, нет сведений о его публичных выступлениях в Петербурге.

Популярность Мауро Джулиани и его деятельность в России открыли дорогу его сыну Михаилу, талантливому гитаристу, певцу и композитору. В немецкой музыкальной газете за 1823 год, в корреспонденции из Москвы, говорилось «… лучший игрок на гитаре и певец — г. Жюлиани, сын известного виртуоза и композитора в Вене».

В апреле 1823 года он выступал в Петербурге. «Петербургские ведомости» сообщали: «В среду 4 апреля господин Михаил Жюлиани будет иметь честь дать большой вокальный и инструментальный концерт в зале бывшего Филармонического общества, находящемся у Казанского моста, в котором он будет петь и играть на гитаре различные сочинения родителя своего. Девица Шлессер, господа: Маурер, Бем, Гартман и Сусеман будут также участвовать в сем концерте…» Живя в России, Михаил Джулиани занимался не только исполнительской, но и педагогической деятельностью.

Хорошей гитаристкой стала и дочь Мауро Джулиани — Эмилия, носившая в замужестве фамилию Гульельми.

Возвратившись в Вену, Джулиани стал редко выступать в концертах, отдавая предпочтение педагогической деятельности. У него оказалось немало талантливых учеников. Д. Вальдштейн, талантливые польские гитаристы Бобрович и Хорецкий и многие другие.

Дата и место смерти Джулиани стали известны лишь недавно. Согласно некрологу, помещенному в газете «Diario di Napoli» от 14 мая 1829 года, Джулиани умер в Неаполе 8 мая 1829 года. Исследователь гитарного творчества Б. Л. Вольман, придерживавшийся поначалу этой версии в книге «Гитара в России» (1961), в следующей «Гитара и гитаристы» (1968) называет другой срок смерти Мауро Джулиани — 1840 год.

Джулиани был превосходным виртуозом, привлекавшим к гитаре внимание музыкантов-современников. Музыкант близко общался и выступал со скрипачами Л. Шпором и И. Майзедером, пианистами И. Гуммелем, И. Мошелесом и А. Диабелли.

Технические достижения гитариста нашли отражение в некоторых сочинениях других гитаристов XIX века. Причем наиболее трудные, виртуозного характера вариации отмечались в нотах условным обозначением — «Джулиани».

Гитарное наследие Джулиани весьма велико. Б. Л. Вольман пишет: «Своими концертами для гитары Джульяни показал возможность появления гитары на большой эстраде как равноправного со скрипкой и фортепиано инструмента. Его концерты явились результатом расширения роли гитары в камерном ансамбле. В них отсутствует момент борьбы солиста с оркестром, отчетливо проступающий в концертах композиторов эпохи романтизма, сочиненных для других инструментов. Солист в концертах Джульяни — главный исполнитель, участник ансамбля, с самого начала до конца сохраняющий в нем первенствующее положение. Оркестр малого состава или струнный квартет, сопровождающий гитару, полностью ей подчинен и за исключением моментов tutti лишь аккомпанирует гитаре. Гитарные концерты Джульяни родственны „блестящим квартетам“ Паганини с той только разницей, что солирующая виртуозная партия в них предоставлена не скрипачу, как у Паганини, а гитаристу. Сопровождению своих концертов Джульяни серьезного, самостоятельного значения не придавал. Оркестровка к наиболее популярному — Третьему концерту Джульяни была по просьбе автора выполнена его. Другом, композитором Гуммелем».

Основные требования, предъявляемые Джулиани к исполнителю, — предельная беглость, чистота и отчетливость звука. Как отмечает Вольман: «Гитарные сочинения Джульяни позволяют рассматривать его, как наиболее видного представителя итальянской школы игры на инструменте, в которой во главу угла ставится виртуозность и использование одиночной струны на гитаре. Джульяни интересует не столько красочность звучания, сколько динамика звука, применение различных градаций силы. Он использует пустые струны гитары, редко употребляет баррэ, при игре пользуется только мякотью пальца.

С целью преодоления трудностей, связанных с быстротой пассажей и большим растяжением пальцев, Джулиани широко использует терц-гитару, у которой ладовые расстояния несколько меньше, чем у прим-гитары, а также более яркое звучание благодаря сильному натяжению струн. Вместе с тем терц-гитара удобна в сочетании с обычной гитарой в гитарных дуэтах и других гитарных ансамблях».

Д. К. Самин

реклама

вам может быть интересно

Жорж Бизе Композиторы

Словарные статьи

Гитара 12.01.2011 в 23:52

рекомендуем

смотрите также

Реклама