Колин Дейвис (Дэвис)

Дата рождения
25.09.1927
Дата смерти
14.04.2013
Профессия
Страна
Англия
Колин Дейвис (Дэвис) / Colin Davis

Дейвис, Колин Рекс (англ. Colin Davis; 25 IX 1927, Уэй-бридж, Суррей — 14 IV 2013, Лондон) — английский дирижёр и кларнетист.

Игре на кларнете обучался у Ф. Тёрстона в Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Играл в различных оркестрах. В 1949 дебютировал в качестве дирижёра. С 1950 дирижёр оперной труппы в Челси, с 1957 — Шотландского национального оркестра Би-Би-Си (Глазго), с 1958 — оркестра театра «Сэдлерс-Уэллс» в Лондоне (в 1961–64 музыкальный директор), с 1966 — оркестра театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, с 1967 главный дирижёр симфонического оркестра Би-Би-Си, с 1971 музыкальный директор театра «Ковент-Гарден» в Лондоне.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Дейвис — первый английский дирижёр на Байрёйтском фестивале (1977, «Тангейзер»). Участник мировых премьер ряда опер Типпетта (в том числе «Сад-лабиринт», 1970). Первый исполнитель на английской сцене полной версии оперы «Лулу» Берга. Яркая индивидуальность Дейвиса особенно раскрывается в интерпретации сочинений В. А. Моцарта, И. Стравинского. Пропагандист оперного творчества Берлиоза. С 1995 главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Среди записей оперы «Фауст» (солисты Арайса, Те Канава, Нестеренко и другие, EMI), «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза (солисты Бейкер, Тир, Эда-Пьер и другие, Philips), «Тоска» (солисты Кабалье, Каррерас, Виксель, Philips).


В сентябре 1967 года Колин Дейвис был назначен главным дирижером оркестра «Би-би-си», став, таким образом, самым молодым руководителем одного из лучших английских оркестров за всю его историю — с 1930 года. Однако это никого не удивило, ибо артист сумел уже завоевать прочную репутацию, получил признание и за рубежами Англии.

Впрочем, первые шаги Дейвиса на дирижерском поприще были нелегкими. В юные годы он учился игре на клармете в Королевском музыкальном колледже в Лондоне и, окончив его, около четырех лет играл в ряде оркестров.

Впервые Дейвис взял в руки дирижерскую палочку в 1949 году, продирижировав вновь созданным любительским «Кальмар-оркестром», а на следующий год стал во главе небольшой труппы «Челси опера груп». Но она просуществовала лишь несколько месяцев, и Дейвис, оставивший профессию кларнетиста, долго был без работы. Изредка ему доводилось дирижировать профессиональными и любительскими хорами и оркестрами.

В конце концов «Би-би-си» пригласила его ассистентом дирижера своего Шотландского оркестра в Глазго. А вскоре после этого он дебютировал в Лондоне концертом в цикле «Молодые дирижеры», и газета «Ивнинг ньюс» отметила «незаурядный дирижерский талант этого кларнетиста». Тогда же Дейвису довелось заменить заболевшего Клемперера и продирижировать концертным исполнением «Дон Жуана» в «Ройял Фестивал-холл», затем выступить вместо Томаса Бичема и провести восемь спектаклей «Волшебной флейты» в Глайндборне. В 1958 году он стал уже дирижером труппы «Сэдлерс-Уэллс», а в 1960 году — главным дирижером театра.

В последующие годы известность Дейвиса росла очень быстро. Записи на пластинки, выступления по радио и телевидению, концерты и спектакли следуют один за другим. Девис побывал в большинстве европейских стран; в 1961 году он успешно выступал в СССР.

В его программах были Фантастическая симфония Берлиоза, Траурно-триумфальная симфония Бриттена, Концерт для двойного струнного оркестра Типпетта, Симфония в трех частях Стравинского и ряд других сочинений. Советская публика сразу полюбила молодого артиста.

К. Дейвис сам считает себя прежде всего музыкантом, а затем уже дирижером. Отсюда и его репертуарные симпатии. «Я одинаково люблю и оперу и концертную эстраду, — говорит он. — Ведь для музыканта важен прежде всего вопрос о качестве музыки, а не о ее форме». Вот почему имя Колина Дейвиса одинаково часто можно увидеть и на концертных, и на театральных афишах: он постоянно ведет спектакли в «Ковент-Гардене», много концертирует, пропагандируя современную музыку английских композиторов — Бриттена, Типпетта. Ему близки сочинения Стравинского, а из классиков он чаще всего дирижирует Моцарта.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама