Арий Моисеевич Пазовский

Дата рождения
02.02.1887
Дата смерти
06.01.1953
Профессия
Страна
Россия, СССР
Арий Моисеевич Пазовский

Пазовский Арий Моисеевич (21 I (2 II) 1887, Пермь — 6 I 1953, Москва) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1940). Член КПСС с 1941. Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1943).

В 1904 окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра. Выступал как скрипач-солист. В 1905 дебютировал как дирижёр в оперном театре Екатеринбурга (Свердловска), где был до этого хормейстером и помощником дирижёра. Работал дирижёром оперных театров Перми, Казани, Саратова, Минска (1905–08), Оперного театра С. И. Зимина в Москве (1908–10), театров Харькова, Одессы, Киева, Тбилиси (1910–16), оперной труппы петроградского Народного дома (1916–18), где имел возможность близко познакомиться с исполнительским искусством Ф. И. Шаляпина.

После Великой Oктябрьской социалистической революции деятельность Пазовского была связана с советским музыкальным театром. В 1918 дирижёр и в 1936–43 художественный руководитель и главный дирижёр Ленинградского театра оперы и балета (Мариинский театр). В 1923–24 и в 1925–28 дирижёр, а в 1943–48 художеств. руководитель и главный дирижёр Большого театра. В 1929–36 возглавлял оперные театры Баку, Свердловска, Харькова, Киева.

Пазовский — один из выдающихся оперных дирижёров 1-й половины 20 века. Основу его репертуара составляли оперы русских композиторов-классиков. Пазовский осуществил также ряд постановок опер советских композиторов. Поставил в Ленинградском театре оперы и балета оперы «Сказка о царе Салтане» (1937); «Броненосец „Потёмкин“» Чишко (1937), «Кармен» (1938), «Иван Сусанин» (1939; Сталинская премия, 1942), «Чародейка» (1941; Сталинская премия, 1941); «Емельян Пугачёв» Коваля (1942; Сталинская премия, 1943), «Ночь перед Рождеством» (1943); в Большом театре — оперы «Фауст» (1924), «Валькирия» (1925), «Борис Годунов» (1927), «Иван Сусанин» (1945).

Деятельность Пазовского способствовала творческому росту многих оперных театров СССР; он воспитал плеяду выдающихся оперных певцов. Как художник и организатор отличался бескомпромиссностью, требовательностью. Его спектакли были отмечены тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, ритмической дисциплиной, тонкой отделкой деталей.

Автор книги «Записки дирижёра» (М., 1966, 1968), принадлежащей к числу наиболее значительных работ в области теории и практики оперного исполнительства; глава из этого труда под названием «Дирижёр и певец» в 1959 вышла отдельным изданием.

Литература: Памяти А. М. Пазовского, «СМ», 1953, No 3; Коваль М., Выдающийся дирижёр, там же, 1953, No 11; Богданов-Березовский В., Ленинградский гос. академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л. — М., 1959, с. 163–67.

Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Пазовский сыграл огромную роль в развитии русского и советского музыкального театра. Его творческая жизнь — яркий пример беззаветного служения родному искусству. Пазовский был настоящим художником-новатором, он всегда оставался верным идеалам реалистического искусства.

Воспитанник Леопольда Ауэра, Пазовский начал свою артистическую карьеру как скрипач-виртуоз, выступая с концертами после окончания Петербургской консерватории в 1904 году. Однако уже в следующем году он сменил скрипку на дирижерскую палочку и поступил на должность хормейстера и помощника дирижера в оперный театр Екатеринбурга. С тех пор почти полвека его деятельность была связана с театральным искусством.

Еще до Октябрьской революции Пазовский возглавлял многие оперные труппы. В течение двух сезонов он был дирижером оперы С. Зимина в Москве (1908— 1910), а затем — Харьков, Одесса, Киев. Важное место в биографии музыканта занимает его последующая работа в Петроградском Народном доме. Здесь он много общался с Шаляпиным. «Творческие беседы с Шаляпиным, — замечал Пазовский, — глубокое изучение его искусства, взращенного русской народной песней и великими реалистическими традициями русской музыки, окончательно убедили меня в том, что никакая сценическая ситуация не должна мешать истинно прекрасному пению, т. е. музыке...»

В полную силу развернулось дарование Пазовского после Великого Октября. Он многое сделал для становления украинских оперных коллективов, был главным дирижером Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1936—1943), затем в течение пяти лет — художественным руководителем и главным дирижером Большого театра Союза ССР. (До этого он дирижировал спектаклями Большого театра в 1923—1924 и в 1925—1928 годах.)

Вот что говорит о Пазовском К. Кондрашин: «Если спросить, как можно выразить в двух словах творческое кредо Пазовского, то можно было бы ответить: высочайший профессионализм и требовательность к себе и другим. Общеизвестны истории о том, как Пазовский доводил артистов до изнеможения требованиями идеального «раза». А между тем, этим он достигал в конечном результате величайшей творческой свободы, так как технологические вопросы становились привычно легкими и не занимали внимания артиста.

Пазовский любил и умел репетировать. Даже на сотой репетиции он находил слова для новых требований тембровых и психологических красок. И самым важным было то, что он обращался не к людям с инструментами в руках, а к художникам: все его указания всегда сопровождались эмоциональным обоснованием... Пазовский — воспитатель целой плеяды оперных певцов высшего класса. Преображенская, Нэлепп, Кашеварова, Яшугия, Фрейдков, Вербицкая и многие другие обязаны своим творческим становлением именно работе с ним... Каждый спектакль Пазовского можно было записывать на пленку, настолько совершенно было исполнение».

Да, спектакли Пазовского неизменно становились событием в художественной жизни страны. В центре его творческого внимания — русская классика: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», «Садко», «Псковитянка», «Снегурочка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чародейка», «Мазепа»... Зачастую это были поистине образцовые постановки! Наряду с русской и зарубежной классикой Пазовский отдал немало сил и советской опере. Так, в 1937 году он поставил «Броненосца «Потемкина» О. Чишко, а в 1942 — «Емельяна Пугачева» М. Коваля.

Пазовский всю жизнь трудился и творил с редкой целеустремленностью и самоотдачей. Только тяжелая болезнь могла оторвать его от любимого дела. Но и тогда он не сдавался. В последние годы жизни Пазовский работал над книгой, в которой глубоко и всесторонне раскрыл специфику труда оперного дирижера. Книга замечательного мастера помогает новым поколениям музыкантов двигаться по пути реалистического искусства, которому всю жизнь был верен Пазовский.

Литература: Пазовский А. Дирижер и певец. М. 1959; Записки дирижера. М., 1966.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Джордж Гершвин Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама