Арий Моисеевич Пазовский

Ariy Pazovsky

Арий Моисеевич Пазовский / Ariy Pazovsky

Советский дирижёр, Народный артист СССР (1940), лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1943). Пазовский сыграл огромную роль в развитии русского и советского музыкального театра. Его творческая жизнь — яркий пример беззаветного служения родному искусству. Пазовский был настоящим художником-новатором, он всегда оставался верным идеалам реалистического искусства.

Воспитанник Леопольда Ауэра, Пазовский начал свою артистическую карьеру как скрипач-виртуоз, выступая с концертами после окончания Петербургской консерватории в 1904 году. Однако уже в следующем году он сменил скрипку на дирижерскую палочку и поступил на должность хормейстера и помощника дирижера в оперный театр Екатеринбурга. С тех пор почти полвека его деятельность была связана с театральным искусством.

Еще до Октябрьской революции Пазовский возглавлял многие оперные труппы. В течение двух сезонов он был дирижером оперы С. Зимина в Москве (1908— 1910), а затем — Харьков, Одесса, Киев. Важное место в биографии музыканта занимает его последующая работа в Петроградском Народном доме. Здесь он много общался с Шаляпиным. «Творческие беседы с Шаляпиным, — замечал Пазовский, — глубокое изучение его искусства, взращенного русской народной песней и великими реалистическими традициями русской музыки, окончательно убедили меня в том, что никакая сценическая ситуация не должна мешать истинно прекрасному пению, т. е. музыке...»

В полную силу развернулось дарование Пазовского после Великого Октября. Он многое сделал для становления украинских оперных коллективов, был главным дирижером Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1936—1943), затем в течение пяти лет — художественным руководителем и главным дирижером Большого театра Союза ССР. (До этого он дирижировал спектаклями Большого театра в 1923—1924 и в 1925—1928 годах.)

Вот что говорит о Пазовском К. Кондрашин: «Если спросить, как можно выразить в двух словах творческое кредо Пазовского, то можно было бы ответить: высочайший профессионализм и требовательность к себе и другим. Общеизвестны истории о том, как Пазовский доводил артистов до изнеможения требованиями идеального «раза». А между тем, этим он достигал в конечном результате величайшей творческой свободы, так как технологические вопросы становились привычно легкими и не занимали внимания артиста. Пазовский любил и умел репетировать. Даже на сотой репетиции он находил слова для новых требований тембровых и психологических красок. И самым важным было то, что он обращался не к людям с инструментами в руках, а к художникам: все его указания всегда сопровождались эмоциональным обоснованием... Пазовский — воспитатель целой плеяды оперных певцов высшего класса. Преображенская, Нэлепп, Кашеварова, Яшугия, Фрейдков, Вербицкая и многие другие обязаны своим творческим становлением именно работе с ним... Каждый спектакль Пазовского можно было записывать на пленку, настолько совершенно было исполнение».

Да, спектакли Пазовского неизменно становились событием в художественной жизни страны. В центре его творческого внимания — русская классика: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», «Садко», «Псковитянка», «Снегурочка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чародейка», «Мазепа»... Зачастую это были поистине образцовые постановки! Наряду с русской и зарубежной классикой Пазовский отдал немало сил и советской опере. Так, в 1937 году он поставил «Броненосца «Потемкина» О. Чишко, а в 1942 — «Емельяна Пугачева» М. Коваля.

Пазовский всю жизнь трудился и творил с редкой целеустремленностью и самоотдачей. Только тяжелая болезнь могла оторвать его от любимого дела. Но и тогда он не сдавался. В последние годы жизни Пазовский работал над книгой, в которой глубоко и всесторонне раскрыл специфику труда оперного дирижера. Книга замечательного мастера помогает новым поколениям музыкантов двигаться по пути реалистического искусства, которому всю жизнь был верен Пазовский.

Лит.: Пазовский А. Дирижер и певец. М. 1959; Записки дирижера. М., 1966.

Л. Григорьев, Я. Платек

Дата рождения

02.02.1887

Дата смерти

06.01.1953

Профессия

дирижёр

Страна

Россия, СССР

просмотры: 5416
добавлено: 04.12.2010

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

02.02.1887

Дата смерти

06.01.1953

Профессия

дирижёр

Страна

Россия, СССР

просмотры: 5416
добавлено: 04.12.2010