Эгон Веллес

Дата рождения
21.10.1885
Дата смерти
09.11.1974
Профессия
Страна
Австрия
Эгон Веллес / Egon Wellesz

Веллес, Эгон (нем. Egon Wellesz; 21 X 1885, Вена — 9 XI 1974, Оксфорд) — австрийский музыковед и композитор. Доктор философии (1908).

Учился в Вене у Г. Адлера (музыковедение) и К. Фрюлинга (фортепиано, гармония) в университете, а также у А. Шёнберга (контрапункт, композиция). В 1911-15 преподавал историю музыки в Новой консерватории, с 1913 — в университете в Вене (с 1929 профессор).

После захвата Австрии нацистской Германией, с 1938 жил в Англии. Вёл педагогическую и научную работу в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, в Кембриджском, Оксфордском (руководил исследованиями византийской музыки), Эдинбургском университетах, а также в Принстонском университете (США).

Веллес — один из крупнейших исследователей византийской музыки; основатель Института византийской музыки при Венской национальной бибилотеке (1932), участвовал в работе Византийского исследовательского института в Думбартон-Оксе (США). Один из основателей монументального издания «Памятники византийской музыки» («Monumenta musicae Byzantinae»), многие тома которого подготовил самостоятельно. Одновременно с Г. Тильярдом расшифровал византийскую нотацию т.н. «среднего периода» и раскрыл композиционные принципы византийского пения, определив тем самым новый этап в музыкальной византологии.

Участвует как автор и редактор в «Новой Оксфордской истории музыки»; написал монографию об А. Шёнберге, опубликовал статьи и брошюры о новой венской школе.

Как композитор сложился под влиянием Г. Малера и Шёнберга. Писал оперы и балеты, главным образом на сюжеты древнегреческих трагедий, которые ставились в 1920-х гг. в театрах различных немецких городов; среди них — «Принцесса Гирнара» (1921), «Алкестида» (1924), «Жертвоприношение пленного» («Opferung der Gefangenen», 1926), «Шутка, хитрость и месть» («Scherz, List und Rache», по произв. И. В. Гёте, 1928) и др.; балеты — «Чудо Дианы» («Das Wunder der Diana», 1924), «Персидский балет» (1924), «Ахилл на Скиросе» (1927) и др.

Веллес — автор 5 симфоний (1945-58) и симфонических поэм — «Предвесеннее» («Vorfrühling», 1912), «Торжественный марш» (1929), «Заклинания Просперо» («Prosperos Beschwörungen», по «Буре» Шекспира, 1938), кантат с оркестром, в т. ч. «Середина жизни» («Mitte des Lebens», 1932); для хора с оркестром — цикл на слова Рильке «Молитва девушек к богоматери» («Gebet der Mudchen zur Maria», 1909), концерта для фортепиано с оркестром (1935), 8 струнных квартетов и других камерно-инструментальных произведений, хоров, месс, мотетов, песен.

Сочинения: Der Beginn des musikalischen Barock und die Anfange der Oper in Wien, W., 1922; Byzantinische Kirchenmusik, Breslau, 1927; Eastern elements in Western chant, Boston, 1947, Cph., 1967; A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Die Musik der byzantinischen Kirche, Köln, 1959; Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Essays on Opera, L., 1950; The origins of Schönberg’s twelve-tone system, Wash., 1958; Die Hymnen der Ostkirche, Basel, 1962.

Литература: Schollum R., Egon Wellesz, W., 1964.

Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Эгон Веллес учился у Г. Адлера в Музы­кально-историческом институте и у Шёнберга по композиции, он известен не только как композитор, но и как один из круп­нейших музыковедов XX века. Его научные интересы лежат в области истории оперы барокко, музыки византийской церкви и музыки XX века. Он принимал участие в выпуске серии «Памятников музыкального искусства в Австрии», органи­зованном Г. Адлером, явился инициатором публикации па­мятников византийской музыкальной культуры, участвовал в подготовке нового издания Музыкального словаря Грова и Оксфордской истории музыки.

С именем Веллеса, одного из наиболее авторитетных византологов нашего времени, связано открытие способа расшифровки византийской нотации; он является автором монографий о творчестве Ф. Кавалли и А. Шёнберга, фундаментальных работ по истории византий­ской музыки и двухтомника «Новая инструментовка» (класси­ческого труда, сравнимого с «Трактатом» Берлиоза).

Веллес — крупный музыкально-общественный деятель, один из инициа­торов создания Международного общества современной му­зыки (1922). Педагогическая деятельность Веллеса связана с Ве­ной (Новая консерватория, 1911–1915; университет, 1929- 1938) и Оксфордским университетом, профессором которого он стал в конце 30-х годов, вскоре после эмиграции из Австрии (1938).

Творчество Веллеса-композитора, осуществившего синтез исканий Нововенской школы с классической традицией, пред­ставлено разнообразными камерными жанрами — вокальными и инструментальными, хоровой музыкой, но центральное по­ложение занимают в нем опера и симфония.

Веллес — автор десяти произведений для музыкального театра (шести опер и четырех балетов), написанных в основном в первый, венский период творчества. Оперы Веллеса демонстрируют яркую и са­мобытную концепцию жанра, объединяющую композицион­но-драматургические черты старой оперной формы (образцы для Веллеса — опера барокко и музыкальная драма Глюка) и новое, по-экспрессионистски сжатое и динамичное содержание. Наиболее значительны среди них «Альцеста» по Еврипиду-Гофмансталю (1923), «Жертвоприношение пленного», культо­вая драма по мотивам мексиканской танцевальной игры в пе­реложении Э. Штуккена (1925), и «Вакханки» по Еврипиду (1930, либретто написано самим композитором).

В своих девя­ти симфониях Веллес предстает как наследник классической традиции австрийского симфонизма.

Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

реклама

вам может быть интересно

Густав Малер Композиторы

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Габриель Форе Композиторы
Пауль Хиндемит Композиторы
Антонио Вотто Дирижёры
Узеир Гаджибеков Композиторы
Мишель Бероф Пианисты

Реклама