Жан Жак Руссо

Дата рождения
28.06.1712
Дата смерти
02.07.1778
Профессия
Страна
Франция
Морис Кантен де Латур. Портрет Жана-Жака Руссо. Пастель, около 1753

Жан Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский философ, писатель, композитор и музыкальный деятель.

Сын часовщика. Специального музыкального образования не получил. Музыкальные вкусы Руссо сложились под влиянием музыки, которую он слушал во Франции, а также в Италии (в 1743–44 был секретарём французского посла в Венеции). Пел в церковном хоре, дирижировал домашними концертами в салоне любительницы музыки, пробовал сочинять музыку (балет «Галантные музы» — «Les muses galantes», 1747).

Руссо предложил реформу нотации (перевод на цифровую систему), опубликовав «Диссертацию о современной музыке» («Dissertation sur la musique moderne», P., 1743). Важнейшим стимулом активизации музыкальной деятельности Руссо была т. н. «война буффонов» в 50-х гг. 18 века в Париже. Руссо решительно встал на сторону «буффонистов», выпустив несколько острополемических памфлетов, направленных против условностей французского придворного театра.

Передовой эстетик, Руссо разделял позиции французских просветителей — Д. Дидро, М. Гримма, Ж. Д Адамбера. В дальнейшем Руссо сблизился с энциклопедистами. С 1765 вёл музыкальный отдел в издававшейся ими «Энциклопедии, или Толковом словаре наук…» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et metiers»). Развивал в своих статьях идеи о выразительности музыки, о примате в ней мелодии, которая, по его мнению, естественно возникает в истории человечества вместе с речью. В 1764 он закончил собственный «Музыкальный словарь» («Dictionnaire de musique», P., 1768).

Руссо написал первую французскую комическую оперу «Деревенский колдун» («Le devin du village», 1752, ему принадлежит и либретто). Внешним образцом для Руссо была итальянская опера-буффа с её динамичной музыкой и речитативами secco, но Руссо следовал французской куплетной песне народно-бытового характера и создал очень простое, ясное по эстетическому устремлению произведение подлинно французского искусства. Опера имела длительный успех и проложила путь новому оперному жанру во Франции.

Руссо создал также новый музыкально-театральный жанр — мелодраму, где вокальная партия заменена декламацией, а сопровождающая её инструментальная музыка тонко передаёт движения чувства и действие (с 1762 Руссо работал над лирическими сценами «Пигмалион»; музыка Руссо сохранилась лишь в отрывках, исп. в 1770 с текстом Руссо и музыкой О. Куанье).

Оба сценических произведения Руссо пользовались большой популярностью, оказали значительное влияние на современников и нашли продолжателей в различных странах Европы. Однако неизмеримо шире эстетическое воздействие Руссо на музыкальное искусство 18 в. и последующего времени.

Как эстетик и философ, утверждающий силу естественных чувств не испорченного цивилизацией человека, Руссо способствовал развитию сентиментализма и раннего романтизма в литературе и искусстве. Руссоистские идеи не были чужды и русской музыке кон. 18 в. Музыкально-эстетические взгляды Руссо, мысли о современной ему музыке нашли отражение и в его художественных произведениях, особенно в романе «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie ou la Nouvelle Héloïse», 1761). После смерти Руссо был опубликован сборник его романсов «Утешения в несчастье моей жизни» («Les consolations des miseres de ma vie», 1781).

Сочинения: Lettre, а M. Grimm, au sujet des remarques ajoutees, а sa lettre sur Omphale, (P.), 1752; Lettre sur la musique francaise, (P.), 1753 (рус. пер. — Письма о французской музыке, Собр. соч., т. 1, М., 1961); Lettre d’un symphoniste de l’Academie royale de musique, а ses camarades de l’orchestre, P., 1753 (рус. пер. — Письмо оркестранта Королевской музыкальной академии товарищам по оркестру, Собр. соч., т. 1, М., 1961).

Литература: Maркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959; Jansen A., Jean-Jacques Rousseau als Musiker, В., 1884, Istel E., Jean-Jacques Rousseau als Komponist seiner lyrischen Scene «Pygmalion», Lpz., 1901; Rougin A., Jean-Jacques Rousseau, musicien, P., 1901; Tiersot J., Jean-Jacques Rousseau, P., 1912; Rоchon A., Jean-Jacques Rousseau; musicien et la critique, Montreux, 1940; Mooser A., Pygmalion et le Devin du Village en Russie au XVIII-e siecle, Gen., 1946; Whittall A., Rousseau and the scope of opera, «ML», 1964, v. 45, No 4.

Т. H. Соловьева
Музыкальная энциклопедия

реклама

вам может быть интересно

Жиль Беншуа Композиторы

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама