Кине, Фернан (фр. Fernand Quinet; 29 1 1898, Шарлеруа, Эно — 24 X 1971, Льеж) — бельгийский виолончелист, дирижёр, педагог и композитор.
В 1921 окончил Брюссельскую консерваторию по классу композиции Л. Дюбуа (Римская премия за кантату «Война» — «La Guerre», 1921). В 1916 один из организаторов и участников (виолончель) струнного квартета «Pro arte». С 1922 выступал как дирижёр в Шарлеруа, Льеже, Брюсселе. С 1927 профессор по классу гармонии в консерватории в Брюсселе, директор консерваторий в Шарлеруа и Льеже (с 1938).
Автор оркестровых произведений — «Симфонические эскизы» («Esquisses symphoniques»), «Три симфонических движения» («Trois mouvements symphoniques», 1931), 3 оркестровые пьесы (1952); струнного квартета, фортепианного трио «Шарады» («Charade»), сонаты для альта и фортепиано; многих вокальных сочинений — «Морали нелегендарные» («Moralites non legendaires», 1930) для голоса и 18 инструментов, «Три еврейские песни» («Trois chansons hebraiques») и др.
В 1958 был в СССР в качестве члена жюри 1-го Международного конкурса пианистов и скрипачей им. П. И. Чайковского.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Бельгийского дирижера и общественного деятеля хорошо знают в нашей стране. Впервые он гастролировал в СССР в 1954 году и сразу же зарекомендовал себя талантливым артистом, обладающим яркой художественной индивидуальностью.
«Программы его концертов, — писала тогда «Советская культура», — составленные из Седьмой симфонии Бетховена и произведений французских и бельгийских композиторов, вызвали у москвичей особый интерес. Многие любители симфонической музыки стремились услышать любимые сочинения в новой интерпретации, а также познакомиться с неизвестными, впервые исполняемыми в Советском Союзе произведениями. Концерты Фернана Кине оправдали такой повышенный интерес: они прошли с большим, заслуженным успехом и доставили многочисленным слушателям эстетическое наслаждение.
У Фернана Кине, дирижера большой культуры, тонкого художественного вкуса, хорошего темперамента, уверенная и убедительная техника. Его руки (он дирижирует без дирижерской палочки) и особенно кисти рук энергично и пластично управляют большим оркестровым ансамблем... Фернану Кине, естественно, близка французская музыка, знатоком и чутким интерпретатором которой он безусловно является. Хочется отметить характерную для исполнительского облика Фернана Кине трактовку некоторых сочинений французских композиторов (главным образом Дебюсси): Кине как художнику чужда расслабленность, излишняя «трепетность» в исполнении импрессионистических сочинений. Его исполнительская манера — реалистическая, ясная, уверенная».
В этой характеристике — главное, определяющее в творческом облике Кине. В течение десятилетий он является страстным пропагандистом творчества своих соотечественников и наряду с этим блестящим исполнителем французской музыки. В последующие годы он неоднократно бывал в СССР, выступая с нашими оркестрами, участвуя в работе жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Однако известность и авторитет Фернана Кине основываются не только на его артистической деятельности, но в равной мере на его заслугах педагога и организатора. Воспитанник Брюссельской консерватории, Кине всю жизнь посвятил родному искусству. Он сознательно ограничил свою карьеру виолончелиста и дирижера-гастролера, чтобы посвятить себя прежде всего педагогике. В 1927 году Кине возглавил консерваторию в Шарлеруа, а спустя одиннадцать лет стал директором Льежской консерватории. На родине Кине ценят также как композитора, автора оркестровых сочинений, кантаты «Весна», удостоенной в 1921 году Римской премии, камерных ансамблей и хоров.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969