Микаэл Леонович Таривердиев

Дата рождения
15.08.1931
Дата смерти
25.07.1996
Профессия
Страна
СССР
Микаэл Леонович Таривердиев

Микаэл Леонович Таривердиев (15 августа 1931 — 25 июля 1996) — советский композитор. Народный артист РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Трогательная лирическая комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!», захватывающий политический детектив «Семнадцать мгновений весны», философская сказка «Король-олень» – эти фильмы полюбились публике не только в силу своих кинематографических достоинств, но и благодаря проникновенной музыке, звучащей в них. Создал эту музыку Микаэл Леонович Таривердиев. Однако киномузыка – далеко не единственная, хотя и наиболее знакомая широкой публике часть его творчества. Среди творений Таривердиева – романсы, вокальные циклы, оркестровые сочинения, балеты и оперы.

Микаэл Таривердиев появился на свет в Тифлисе (ныне Тбилиси) в состоятельном семействе, его дед по материнской линии был землевладельцем, а отец – выходец из Баку – возводил свой род к воинам Чингисхана. Музыкой Микаэл заинтересовался случайно, увидев у соседей рояль. Мальчик часто приходил к ним, чтобы играть на рояле – в конце концов, соседям это надоело, и они убедили отца купить сыну рояль.

Обучаясь в общеобразовательной школе, Микаэл одновременно посещал музыкальную школу-десятилетку при консерватории. Не всегда учеба шла гладко – зачастую приходилось играть пьесы, которые не нравились юному пианисту (например, «Похороны куклы» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского). Вскоре он сам начал сочинять мелодии. Первым произведением, которое написал Таривердиев, был Гимн школы № 43, где он учился, а в тринадцатилетнем возрасте он уже создал музыку к балету «На берегу», а также балету «Допрос», причем либретто были написаны ровесником Таривердиева. Оба балета поставил в 1946 году Вахтанг Михайлович Чабукиани.

После окончания школы Таривердиев отправился в Ереван, где стал студентом консерватории, но проучился там недолго – его целью была Москва, и в 1953 году он поступил в Институт им. Гнесиных, получив на вступительном экзамене высший балл.

Время учебы оказалось весьма плодотворным. Среди сочинений, написанных тогда – 9 новеллетт для фортепиано, фортепианный цикл «Мимолетности», Соната для валторны и фортепиано, Концерт для голоса с оркестром, Концерт для тромбона с оркестром, вокальные сочинения – в частности, Три сонета Шекспира.

Тогда же – в годы учения – Микаэл Леонович впервые соприкоснулся с кинематографом, и важную роль в этом сыграло бескорыстие: Эдуард Гайкович Абалов, Эльдар Николаевич Шенгелая и Михаил Наумович Калик, обучавшиеся в то время на режиссерском факультете ВГИКа, искали в Институте композитора, который согласился бы написать музыку к их дипломной работе, комедии «Человек за бортом», но заплатить они были не в состоянии, а работать бесплатно не согласился ни один студент композиторского факультета – кроме Таривердиева. Он не только написал музыку, но и окунулся в процесс работы над кинокартиной – и это стало бесценным опытом для молодого композитора.

Уже после окончания учебы – в 1958 году – один из этих режиссеров, Михаил Калик, предложил ему создать музыку для кинокартины «Юность наших отцов», а годом раньше состоялся дебют молодого композитора в другом качестве: его вокальный цикл на стихи Беллы Ахатовны Ахмадулиной прозвучал в Концертном зале им. П.И.Чайковского, исполнила его знаменитая певица Зара Александровна Долуханова. Для автора особое значение имело то, что его произведение вошло в концертную программу наряду с творениями композитора, которого он ценил особенно высоко – Сергея Сергеевича Прокофьева.

В последующие годы Таривердиев создал немало произведений в различных жанрах. Среди его творений – увертюра «К звездам», Концерт для скрипки с оркестром, фортепианный цикл «Настроения», органный концерт «Кассандра», органная симфония «Чернобыль», балеты «Герника» и «Девушка и смерть», вокальные и другие сочинения. Продолжалась и работа в кинематографе: «Человек идет за солнцем», «Ошибка резидента», «Загадка Эндхауза», «Ольга Сергеевна», «Последний жулик», «Адам женится на Еве» – это лишь малая часть кинокартин, в которых звучит музыка Микаэла Таривердиева.

Очень интересная страница творчества композитора – оперный жанр. Первая из его опер – «Кто ты?» – изначально задумывалась как оперетта, но в результате получилась именно опера, которую в 1966 году поставил Борис Александрович Покровский в учебном театре ГИТИСа. Композитор предпослал произведению подзаголовок – «опера для молодых», основой либретто послужила повесть Василия Павловича Аксенова «Пора, мой друг, пора». На произведении этого писателя основывалась и следующая опера – «Мандарины из Марокко». Продолжилось и сотрудничество Таривердиева с Покровским: в репертуар Камерного театра, основанного режиссером, вошла комическая опера Микаэла Леоновича «Граф Калиостро». В том же театре была впервые представлена моноопера «Ожидание» по одноименной поэме Роберта Ивановича Рождественского.

Последним творением Микаэла Таривердиева стало Фортепианное трио, созданное в 1994 году во время отдыха в Ялте. Два года спустя композитор ушел из жизни.

реклама

вам может быть интересно

Дино Чиани Пианисты

рекомендуем

смотрите также

Реклама