
Коутс, Алберт (англ. Albert Coates; 11 (23) IV 1882, Петербург — 11 XII 1953, Милнертон, близ Кейптауна) — английский дирижёр и композитор.
С 1894 жил в Великобритании. Учился в Ливерпульском университете, с 1902 в Лейпцигской консерватории у Ю. Кленгеля (виолончель) и Р. Тейхмюллера (фортепиано). Был ассистентом и учеником А. Никиша в оркестре Гевандхауза. Дебютировал как дирижёр в Лейпцигской опере («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха). Работал дирижёром оперных театров в Эльберфельде (1906–08), Дрездене (1908, совм. с Э. Шухом) и Мангейме (1910, совм. с А. Боданцки). В 1910 выступил в Мариинском театре в Петербурге (после 1917 — Государственный академический театр оперы и балета в Петрограде), в котором в 1911–19 осуществил ряд выдающихся оперных постановок, в т. ч. «Хованщина» (1911) и «Борис Годунов» (1911; режиссёр В. Э. Мейерхольд), «Орестея» С. И. Танеева (1915), «Сказка о царе Салтане» (1915), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1918).
Выступал и как симфонический дирижёр (впервые в 1913, Лондон). С 1919 жил в Великобритании, выдвинулся в число крупнейших музыкантов страны, ведя обширную оперную и концертную деятельность (театр «Ковент-Гарден», Лондонский симфонический оркестр). Гастролировал в США (1920) и Италии (1921). Преподавал в Истменской школе музыки в Рочестере и руководил (1923–25) Рочестерским симфоническим оркестром. Участвовал в фестивалях в Лидсе (1922, 1925), выступал в Париже, Вене, Стокгольме, Барселоне. В 1926 и 1927 дирижировал многими операми (в т. ч. — Н. А. Римского-Корсакова и Р. Вагнера) и концертами в Ленинграде и Москве; в 1931 — спектаклями Государственной оперы в Берлине; в 1935 — оркестром Венской филармонии. С 1946 жил в Южной Африке, где руководил симфоническим оркестром Йоханнесбурга и преподавал в Кейптаунском университете.
Яркие волевые качества, громадный темперамент, чёткий решительный жест придавали исполнению Коутса праздничный блеск. Тонкое ощущение стиля русской музыки позволило ему стать выдающимся интерпретатором русской оперной классики, а также симфонических сочинений А. Н. Скрябина.
Коутс — автор опер «Самуэль Пепуш» (1929, Мюнхен), «Мистер Пикквик» (1936, Лондон), «Ван Хункс и дьявол» («Van Hunks and the Devil», поставлена под названием «Tafelberg se kleed», 1952, Кейптаун), симфонической поэмы «Орёл» (1925), фортепианных пьес, песен.
Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
На протяжении нескольких десятилетий этот артист был своего рода посредником, связующим звеном между английской и русской музыкой. Сын англичанина и русской, он родился в Петербурге и с детства воспитывался в атмосфере любви к искусству своей родины — России. Среди первых впечатлений юного Коутса есть одно, запомнившееся на всю жизнь: «У моих родителей был вечер, пришли гости. Мы играли в детские игры, но вдруг я почувствовал усталость, и мне это надоело. Я ушел в маленькую комнату, где стоял рояль, и стал играть, импровизируя на какую-то тему. Только я начал, как дверь открылась и господин средних лет вошел и спросил меня, что это я играю. Я сказал ему, что могу перестать, после чего незнакомец пересек комнату, сел рядом со мной и просил меня продолжать. Я так и сделал, а он внимательно слушал. Когда он вышел, я спросил мать, кто это. «Как? — воскликнула она.— Это же великий композитор Чайковский!»… Пять лет спустя одиннадцатилетний Коутс в день похорон Чайковского прошел весь путь траурной процессии…
В двенадцать лет родители отправили Альберта в Англию для продолжения образования. Он все серьезнее занимается музыкой вместе со старшим братом, но неожиданная смерть последнего заставила его надолго прекратить занятия. И лишь четыре года спустя он узнал, что брат завещал ему посвятить себя музыке. Тогда Коутс отправился в Лейпцигскую консерваторию, где стал учеником Артура Никиша, а вскоре и его ассистентом в оркестре «Гевандхауз». Когда Никишу пришлось как-то уехать в Берлин, Коутс провел за него спектакль («Сказки Гофмана» Оффенбаха), затем все чаще дирижировал самостоятельно в концертах и оперном театре, и в 1906 году по рекомендации Никиша он был назначен главным дирижером оперы в Эльберфельде.
Уже тогда в его репертуаре было около сорока опер и много симфонических произведений. В последующие годы Коутс дирижировал в Дрездене, Мангейме, а с 1910 по 1919 год работал в Петербурге, в Мариинском театре (после Октябрьской революции — Государственном академическом театре оперы и балета). Среди опер, шедших здесь под его управлением,- «Борис Годунов» в постановке В. Мейерхольда, «Хованщина» в постановке Ф. Шаляпина, «Орестея» Танеева, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.
Одновременно начинается и гастрольная деятельность Коутса. В 1913 году он дебютировал в Лондоне, а шесть лет спустя по приглашению Томаса Бичема переехал в Англию и стал одним из руководителей театра «Ковент-Гарден», постоянным дирижером Лондонского симфонического и Королевского филармонического оркестров. В эти годы Коутс выдвинулся в число ведущих музыкантов Великобритании, пользовался огромной популярностью и за ее пределами. Он был первым английским дирижером, выступавшим в лучших оперных театрах Италии и в Париже, постоянно гастролировал в США, в Вене, Стокгольме, Барселоне… И повсюду Коутс включал в свои программы произведения русской музыки, ставил русские оперы. Широким признанием пользовался он и как исполнитель Вагнера.
В тридцатые годы Коутс неоднократно бывал в нашей стране, проявляя большой интерес к советской музыке, стал первым исполнителем нескольких советских симфоний. В репертуаре Коутса были произведения Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Щербачева и многих других советских авторов. Наша критика высоко отзывалась о мастерстве артиста. «В ряду европейских дирижеров Коутс по праву занимает одно из первых мест,— писал критик А. Громан. — Высокая музыкальная культура, безукоризненный художественный вкус, тонкое чувство стиля, изумительное знание оркестра, умение довести до слушателя каждую ноту партитуры — неоспоримые достоинства этого выдающегося мастера».
Вместе с тем не все одинаково удавалось Коутсу. Героическое начало было менее близко ему, чем музыка лирического плана; своих высших достижений артист достигал не на симфонической эстраде, а в театре. Побывав на репетиции Коутса, английский критик писал: «Когда он вводит оркестр в глубину произведения, каждый момент задачи наполняется жизнью и становится интересным. Видеть его, стоящим за пультом, без пиджака, с засученными рукавами, целиком отдающим всю свою физическую и духовную энергию работе и лишенным какой-либо экстравагантности — значит в высокой степени поддаваться его влиянию, магнетизму и силе, которые необходимы современному дирижеру».
Последние годы жизни Коутс провел в Южной Африке, руководил оркестром Йоханнесбурга, но уже не вел широкой гастрольной деятельности. Однако его искусство сохранили для нас записанные им еще в тридцатые годы на пластинки произведения Вагнера, Римского-Корсакова, Рихарда Штрауса, Рахманинова. Коутс был также незаурядным композитором: среди его сочинений оперы «Самуэль Пепуш» и «Пиквик», а также симфоническая поэма «Орел», посвященная Никишу.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.