Бирманская музыка

Категории словаря

Муз. иск-во Бирмы тесно связано с танцем и театр. представлениями. Истоки Б. м. - в древнейших религ. ритуалах. Музыка получила развитие задолго до укрепления в стране буддизма, когда был распространён языч. культ натов (духов). Им посвящалось т.н. нат-пве (представление натов) - ритуальный обряд, включавший в себя танцы и декламацию в сопровождении муз. инструментов. В основе песен и танцев, популярных и в совр. Б., сохранились элементы этого ритуала. Б. м. строится на простой пентатонике. Нац. муз. традиции Б. формировались под влиянием монов и пью - народов, живших на территории Бирмы до прихода предков собственно бирманцев. Первое свидетельство о наличии в Бирме развитой инстр. музыки относится к нач. 9 в. Это отклик видных кит. поэтов (в т.ч. Бо Цзюй-и), высоко оценивших выступление 35 музыкантов пью, прибывших в нач. 9 в. в столицу Китая (Чанъань). Б. м. достигла расцвета в эпоху Паганского гос-ва (11-13 вв.). О значении музыки и танцев в культуре Бирмы этого времени свидетельствуют также надписи в пагодах, говорящие о том, что музыканты и танцовщики были участниками разл. религ. празднеств и церемоний (на стенах храмов сохранились изображения танц. сцен). Музыка постепенно отделяется от танцев и становится самостоят. видом иск-ва. Среди инструментов, использовавшихся в этот период, - разл. барабаны, гонги, в т.ч. подвесные и циркульные, раковины, арфы с разным количеством струн (до 16), рожки и мн. др. В 1-й пол. 16 в. сформировался характерный для Бирмы тип оркестра, т.н. сайн вайн, просуществовавший почти без изменений до сер. 19 в., когда мн. инструменты были реконструированы. В усовершенствованном виде сайн вайн сохранился до нашего времени. В него входят ударные: патсайн - циркульный барабан (состоит из 21 барабана, к-рые подобраны по высоте тона и подвешены вертикально на кольцевой обычно позолоченной дерев. основе; исполнитель сидит или стоит в центре этой установки) и др. барабаны, чейвайн - циркульный гонг (состоит из подвешенных по кругу 18 гонгов, на к-рых играют деревянными палочками), патталб (род ксилофона из 24 пластинок, расположенных по высоте тона; существует 3 их вида: ва - бамбуковый, тан - железный, чей - медный), лингвин - большие и малые тарелки (кхекхвин), бамбуковые трещотки, колокольчики; струнные: саун - арфа со струнами из кручёного шёлка или искусств. нитей (по виду напоминает очертания бирм. лодки; один из самых древних нац. инструментов; популярен и в совр. Бирме), тоунлоун саун - трёхструнная арфа (в форме крокодила, вдоль спины к-рого натянуты струны); среди духовых - солирующий инструмент патоукау (танкоукау) - род рожка с мундштуком из пальмового листа, имеет 7 отверстий с одной стороны и одно - с другой (для большого пальца), хне - род гобоя из бамбука, пьуей - род флейты.

К концу 13 в. относится наиболее древняя из дошедших до нас песен - военная песня (исполнявшаяся во время танца со щитом). Позднее получила развитие придв. песня, также связанная с танцем и исполнявшаяся во время разл. торжеств и церемоний в корол. дворце. Существовали разл. типы песен: чоу, бве, тичхин кхан, пат пьоу; сиамские, монские и др. Известные исполнительницы классич. песен, популярных и в совр. Бирме, - До Аун Чи, До Со Мья, Ей Чи, До Дейти Ньюн и др. В дворцовой драме 18 в. - "нандвинза" - большое место отводилось музыке, пению и танцу. Вок. речитатив, инстр. музыка и танец связывались между собой интермедиями. Оркестр (состоял только из мужчин - от 3 до 10) исполнял перед каждой сценой муз. вступление (во время сценич. действия оркестр использовался редко). Определённые инструменты оркестра предназначались для сопровождения речитатива и для танца. Установилась строгая последовательность муз. сопровождения сцен. Обычно один и тот же актёр был певцом и танцовщиком одновременно.

В сер. 18 в., после победы над Сиамом, в Бирме сложилась новая школа, впитавшая в себя традиции Б. м. и обогащённая достижениями сиамского муз. иск-ва. Сиамские песни вошли в классич. Б. м. (йоудая тичхин). В 18-19 вв. большой вклад в бирм. муз. культуру внесли поэты-композиторы Мьявади Минджи У Ca, Падейтаяза, поэтессы-композиторы Хлайнтхей Кхаун Тин и Ma Ma Ле. Известными исполнителями на бирм. арфе в 19 в. были У Маун Джи и его ученик У Маун Лат. Популярные актёры-танцовщики 20 в. У По Сейн, Аунгбала и Сейн Кадон много сделали для развития муз. культуры Бирмы.

В совр. бирм. театральных представлениях музыка по-прежнему занимает большое место. Это муз. и песенно-танц. интермедии. Сольные муз. номера и оркестровые пьесы служат вставными или завершающими номерами в аньейнпве (театральная программа, состоящая из традиц. танц. номеров, перемежающихся с злободневными диалогами, в к-рых участвуют комич. персонажи), и в т.н. затпве (многочасовая муз. драма). Важное значение сохранил оркестр, в составе к-рого появились скрипки и гитары.

В совр. Бирме религ. празднества всегда сопровождаются музыкой (в зависимости от характера празднества используются разл. инструменты). В совр. нар. Б. м. сохранились традиции муз. фестивалей с танцами, названия к-рых происходят от инстр. сопровождения данного нар. танца: оу зи (танец с двойным барабаном), доу па (танец с малым барабаном). Бирманцы хранят и развивают нац. муз. традиции. Мн. трудовые процессы сопровождаются музыкой: напр., во время посадки риса играют на поун шей (большой барабан).

Развивается проф. муз. иск-во. Созданы гос. школы музыки и танца, школы изящных иск-в в Рангуне и Мандалае, в к-рых изучаются как классич. бирманские формы иск-в, так и совр. европ.; организованы Гос. бирм. оркестр во главе с режиссёром и композитором У Хан Па (в 1956 оркестр вместе с др. мастерами иск-в Бирмы гастролировал в СССР) и Ансамбль бирм. нац. танца (гастролировал в СССР в 1972). Для совр. бирм. оркестра характерно использование наряду с нац. инструментами нек-рых европ. инструментов (скрипка, фп., труба). Музыканты, учившиеся в разных странах (в т.ч. в СССР), организовали небольшой симф. оркестр, исполняющий классич. и совр. музыку зап.-европ., рус. и сов. композиторов. В совр. Б. м. проникают европ. мелодии, в т.ч. джазовые.

Литература: Sachs С., Die Musikinstrumente Birmas und Assams im K. Ethnographischen Museum zu Mьnchen, Mьnch., 1917; Reinhard K., Die Musik Birmas, в кн.: Schriftenreihe des musikwissenschaftlichen Seminars der Universitдt Mьnchen, V, Wьrzburg, 1939; Мьнма свесоунчан (Бирманская энциклопедия), т. 10, Рангун, 1966, с. 59-64; Htway U. Chit, String instruments in Burmese music, Rangoon. School of music and drama, 1966; Sein U. San, The Burmese harp, там же, 1969; Han U. Mya, Classical songs of Burma, там же, 1966.

Г. П. Попов

реклама

вам может быть интересно

Токката Музыкальные жанры
Еврейская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Флексатон Музыкальные инструменты
Австралийский балет Балет и танец
Саксгорны Музыкальные инструменты
Септаккорд Термины и понятия
Бразильский балет Балет и танец
Грузинская музыка Национальные культуры
Эстонская музыка Национальные культуры
Двойной канон Термины и понятия
Прима Термины и понятия

Реклама