Церковный звукоряд

Категории словаря

Церковный звукоряд — диатонический звукоряд, каждое звено-«согласие» которого представляет собой восходящее исследование 3 звуков с расстоянием между ними в один тон.

Согласия церковного звукоряда подчиняются «раздельному» принципу объединения, причём между верхним тоном одного согласия и нижним тоном следующего образуется полутон (см. Обиходный звукоряд). Формировался на основе терцово-квартовых интонаций русской народной песни. Первоначально сложились 2 согласия — «мрачное» и «светлое», различающиеся колоритом звучания. В результате развития церковного звукоряда появились другие согласия: «простое», примыкающее к «мрачному» снизу, и «тресветлое» в объёме большой терции (си-бемоль — до — ре), примыкающее к «светлому» сверху. Знамёна «простого» согласия употреблялись без точек, «мрачного» — с одной, «светлого» — с двумя, «тресветлого» — с тремя точками.

Церковный звукоряд включает 12 ступеней; нижние звуки каждого согласия отстоят на чистую кварту друг от друга. Терции, образующиеся от каждой из ступеней согласия, расположены в строгом порядке: ионийская, дорийская, фригийская.

Особенностью церковного звукоряда является уменьшенная октава между III и X ступенями. В 1-й пол. 17 в. была разработана система киноварных помет, уточнявших высотное положение знамен. В рус. азбуках церковный звукоряд получил графич. выражение в виде «горовосходною холма», или «лествицы».

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 2, M., 1868; Смоленский Ст., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Металлов В., Азбука крюкового пения, M., 1899, его же, Осмогласие знаменного распева, M., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, M., 1901, Калашников П., Азбука церковного знаменною пения, К., 1908, 1910, Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России…, т. 1, M.-Л., 1928; Успенский H. Д., Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Бражников M., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Гарднер И., Проблема построения так называемого «церковного звукоряда» (гаммы) знаменного распева, Iordanville, N. Y., 1969.

Н. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Финал Музыкальные жанры и формы
Капельмейстер Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Нона Теория музыки
Квадрофония Термины и понятия
Фермата Теория музыки
Фонизм Теория музыки
Ладовый ритм Теория музыки
Табулатура Теория музыки
Концерт Термины и понятия
Хоральная нотация Теория музыки

Реклама