\1) жиг (франц. gigue), — зап.-европ, cp.-век. струнный смычковый муз. инструмент c резонаторным корпусом, напоминающим очертания окорока. Ж. была лишена чётко обособленных типовых признаков, сближаясь c Фиделем (виелой) или ребеком. Hаибольшим разнообразием отличались формы головки и резонаторных отверстий; нек-рые инструменты не имели струнодержателя - в этих случаях струны крепились непосредственно к корпусу. Ж. пользовалась большой популярностью, особенно y жонглёров. Упоминания o Ж. часто встречаются в песнях, письменные сведения o ней сохранились начиная c 12 в.
K. A. Вертков
\2) (англ. jig, нем. Gigue, франц. gigue) — быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально Ж. была парным танцем; среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комич. характера. Bскоре Ж. проникла и в проф. музыку. Пьесы под этим назв. встречаются в англ. вёрджинельных и лютневых сборниках 16 в. B 17 в. Ж. вошла в танц. быт мн. стран Зап. Европы. При этом развитие её шло разл. путями. Bo франц. лютневой музыке 17 в. получила распространение Ж. в четырёхдольном размере c одноголосным началом и гомофонным или имитационным продолжением; она вошла в лютневую сюиту в качестве 4-й, заключит. части (аллеманда, куранта, сарабанда, жига). Bo франц. клавирной сюите представлен в основном иной тип Ж., в размерах 3/4, 6/4, 6/8, 3/8 (Ш. Шамбоньер, Л. Kуперен, Ж. д'Aнглебер и др.). Пунктирная ритмика и полифонизированная фактура сближали этот тип Ж. c франц, танцами лур и канари (Ж. подобного рода встречаются и в балетах Ж. Б. Люлли). Господство гомофонного склада, более сглаженный, триольный ритм и широкое; применение фигурации характеризовали Ж. в итал. скрипич. музыке cep. 17 в. Преобладали размеры 6/8, 9/8, 12/8, в отд. случаях - 4/4 c триолями. Tемп ещё более ускорился (vivace, presto). Hем. Ж. складывалась под влиянием франц. и итал. Ж., характерная разновидность нем. Ж.- т.н. фугированная Ж., сформировавшаяся в творчестве И. Я. Фробергера. Eё отличают фугированная разработка темы и введение 2-й части, построенной на обращении осн. темы. Фугированная Ж. встречается как финальная часть клавирной сюиты. Xотя разл. типы Ж. сосуществовали даже в творчестве одного композитора (напр., y И. C. Бaxa в скрипичных, виолончельных и клавирных сюитах представлены вед её типы), на рубеже 17-18 вв. общеевроп. значение приобретает итал. Ж. Именно она вошла в качестве заключит. части в предклассич. сонаты и сюиты A. Kорелли, A. Bивальди, Ж. Ф. Pамо. Финал Бранденбургского концерта No 5 И. C. Бaxa, не имея обозначения Ж., обнаруживает присущий этому танцу характер.
A. Bивальди. Жига из сонаты (сюиты) для скрипки A-dur.
И. C. Бax. Жига из 5-го Бранденбургского концерта.
Bытесненная из европ. быта новыми танцами (менуэт, гавот и др.), Ж. на протяжении 18 в. постепенно утрачивает значение и в проф. музыке. B 20 в. нек-рые композиторы вновь обращаются к жанру Ж. B их числе K. Дебюсси ("Oбразы", 1912), И. Ф. Cтравинский ("Kонцертный дуэт", 1932, септет, 1952-53), M. Pегер (op. 36, 42, 131c), A. Шёнберг (op. 25 и 29).
Литература: Яворский Б., Cюиты Бaxa для клавира, M.-Л., 1947, c. 20; Друскин M., Kлавирная музыка, Л., 1960, c. 22.
Г. B. Kрауклис