франц. resonance, от лат. resono — звучу в ответ, откликаюсь
Акустическое явление, при котором в результате воздействия колебаний одного тела, называемого вибратором, в др. теле, называемом резонатором, возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. Наиболее полно Р. проявляется в условиях точной настройки резонатора на частоту колебаний вибратора и при хорошей (с малыми потерями энергии) передаче колебаний. При пении и исполнении на муз. инструментах Р. используется для усиления звучания (за счёт включения в колебания большей площади тела резонатора), для изменения тембра и нередко увеличения продолжительности звучания (поскольку резонатор в системе вибратор - резонатор выступает не только как зависящее от вибратора, но и как самостоятельно колеблющееся тело, обладающее своими тембровыми и иными характеристиками). В качестве резонатора может служить любой вибратор, однако на практике конструируют спец. резонаторы, оптимальные по своим характеристикам и соответствующие предъявляемым к муз. инструментам требованиям (по высоте, громкости, тембру, продолжительности звучания). Различают единичные резонаторы, отвечающие на одну частоту (резонирующая подставка камертона, резонаторы челесты, вибрафона и др.), и множественные резонаторы (деки фп., скрипок и др.). Г. Гельмгольц использовал явление Р. для анализа тембра звуков. Он объяснил при помощи Р. функционирование органа слуха человека; в соответствии с его гипотезой, воспринимаемые ухом колебат. движения сильнее всего возбуждают те кортиевы дуги (расположенные во внутр. ухе), к-рые настроены на частоту данного звука; т. о., по теории Гельмгольца, различение звуков по высоте и по тембру основано на Р. Термин "Р." часто ошибочно используется для характеристики акустич. свойств помещений (вместо применяемых в архитектурной акустике терминов "отражение", "поглощение", "реверберация", "дисперсия" и др.).
Литература: Музыкальная акустика, М., 1954; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Heimholt" H. v., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, "1913 (рус. пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Schaefer К., Musikalische Akustik, Lpz., 1902, S. 33-38; Skudrzyk E., Die Grundlagen der Akustik, W., 1954 (рус. пер. - Скучик Е., Основы акустики, т. 1-2, М., 1958-59). См. также лит. к статье Акустика музыкальная.
Ю. Н. Рагс