Обиходный звукоряд

Обиходный звукоряд, обиходный лад, — звуковая система со структурой (в тонах) 1-1-½-1-1-½-1-1-½-1-1, составляющая ладовую основу русской средне-вековой музыки. Название происходит от «Обихода» — собрания мелодий, применяемых в культовой практике. О. з. свойственно квартовое строение:

Трихорды внутри каждой кварты наз. «согласиями». Если в общеевроп. октаве (=8) семь ступеней (8–1), то в тетрахорде («в кварте») их три (4–1). Все согласия имеют одинаковую интервальную структуру (в тонах: 1–1). Каждое согласие носит своё наименование («простое», «мрачное», «светлое», «тресветлое»). Квартовость структуры проявляется и в системе названий ступеней, где повторяющиеся (т. е. понимаемые как мелодически однофункциональные) ступени отстоят друг от друга на кварту (считая от двух средних согласий к краям звукоряда). В конструкции О. з. есть элементы сходства со структурой др.-греч. «совершенной системы». О. з. можно рассматривать также как сцепление мажорных тетрахордов, пентахордов, гексахордов на расстоянии кварты. Специфика О. з. — возможность интервала уменьшенной октавы между ступенями Ц («ца») и M («мрачно с хохлом»), притом в пределах одной системы, без модуляции или отклонения (согласия внутри системы О. з. имеют то же значение, что нижний и верхний тетрахорды внутри системы ионийского лада).

Образцы О. з. находим не только в церк. музыке, но и в народной (рус. песня «Молодка, молодка» из сб. М. А. Балакирева, см. пример в ст. Звуковая система).

Как отражение того либо другого они встречаются и у композиторов рус. школы (Н. А. Римский-Корсаков, 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы «Ночь перед Рождеством»).

В условиях многоголосия (в основном в композиторской практике) О. з. приобретает значение ярко своеобразного по окраске лада, аккордика к-рого включает гармонии, необъяснимые с позиций зап. мажорно-минорной системы (аккорд ces-moll в след. примере).

Иногда применение О. з. смыкается с ладотональной переменностью, родственной отклонениям, либо вызывает собственно отклонение (нередко в рус. плясовых наигрышах, осн. на схеме STDT; ср. «Русский танец» из балета А. Хачатуряна «Гаянэ»). В совр. музыке используется и аккорд с уменьшенной октавой.

И. Ф. Стравинский. «Весна священная». «Взывание к праотцам».

О. з. встречается и в музыке др. народов (напр., у киргизов). Родственно ему применение миксолидийского лада в модальной гармонии 16–17 вв. (где к осн. звукоряду f1 — е1 — d1 — с 1 — h — а — g снизу приставлялся subsemitonium modilis). Появление О. з. в разл. эпохи и у не соприкасающихся между собой этнографич. групп объясняется тем, что структура О. з. отражает одну из типологич. закономерностей нек-рых видов мелодич. ладов — тенденцию ступеней высокого регистра к понижению, а низкого — к повышению, особенно, когда ладовый звукоряд складывается из узкообъёмных ладомелодич. компонентов.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение, в России…, вып. 1–3, М., 1867–69; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928; Беляев В., Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1969.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Военная музыка Термины и понятия
Лунду Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Будапешт музыкальный Национальные культуры
Консерватория Термины и понятия
Звукоряд Теория музыки
Дисгармония Теория музыки
Интервью Термины и понятия
Белорусская музыка Национальные культуры
Бубен Музыкальные инструменты
Резонансовые струны Музыкальные инструменты

Реклама