Обиходный звукоряд

Категории словаря

Обиходный звукоряд, обиходный лад, — звуковая система со структурой (в тонах) 1-1-1/2-1-1-1/2-1-1-1/2-1-1, составляющая ладовую основу рус. ср.-век. музыки. Название происходит от "Обихода" - собрания мелодий, применяемых в культовой практике. О. з. свойственно квартовое строение:

Трихорды внутри каждой кварты наз. "согласиями". Если в общеевроп. октаве (=8) семь ступеней (8-1), то в тетрахорде ("в кварте") их три (4-1). Все согласия имеют одинаковую интервальную структуру (в тонах: 1-1). Каждое согласие носит своё наименование ("простое", "мрачное", "светлое", "тресветлое"). Квартовость структуры проявляется и в системе названий ступеней, где повторяющиеся (т.е. понимаемые как мелодически однофункциональные) ступени отстоят друг от друга на кварту (считая от двух средних согласий к краям звукоряда). В конструкции О. з. есть элементы сходства со структурой др.-греч. "совершенной системы". О. з. можно рассматривать также как сцепление мажорных тетрахордов, пентахордов, гексахордов на расстоянии кварты. Специфика О. з. - возможность интервала уменьшенной октавы между ступенями Ц ("ца") и M ("мрачно с хохлом"), притом в пределах одной системы, без модуляции или отклонения (согласия внутри системы О. з. имеют то же значение, что нижний и верхний тетрахорды внутри системы ионийского лада).

Образцы О. з. находим не только в церк. музыке, но и в народной (рус. песня "Молодка, молодка" из сб. М. А. Балакирева, см. пример в ст. Звуковая система).

Как отражение того либо другого они встречаются и у композиторов рус. школы (Н. А. Римский-Корсаков, 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством").

В условиях многоголосия (в основном в композиторской практике) О. з. приобретает значение ярко своеобразного по окраске лада, аккордика к-рого включает гармонии, необъяснимые с позиций зап. мажорно-минорной системы (аккорд ces-moll в след. примере).

Иногда применение О. з. смыкается с ладотональной переменностью, родственной отклонениям, либо вызывает собственно отклонение (нередко в рус. плясовых наигрышах, осн. на схеме STDT; ср. "Русский танец" из балета А. Хачатуряна "Гаянэ"). В совр. музыке используется и аккорд с уменьшенной октавой.

И. Ф. Стравинский. "Весна священная". "Взывание к праотцам".

О. з. встречается и в музыке др. народов (напр., у киргизов). Родственно ему применение миксолидийского лада в модальной гармонии 16-17 вв. (где к осн. звукоряду f1 - е1 - d1 - с 1 - h - а - g снизу приставлялся subsemitonium modilis). Появление О. з. в разл. эпохи и у не соприкасающихся между собой этнографич. групп объясняется тем, что структура О. з. отражает одну из типологич. закономерностей нек-рых видов мелодич. ладов - тенденцию ступеней высокого регистра к понижению, а низкого - к повышению, особенно, когда ладовый звукоряд складывается из узкообъёмных ладомелодич. компонентов.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение, в России..., вып. 1-3, М., 1867-69; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928; Беляев В., Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1969.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Токио Города
Страдания Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Симфоническая поэма Музыкальные жанры
Язычок Музыкальные инструменты
Финская музыка Национальные культуры
Grave, граве Термины и понятия
Инструментоведение Термины и понятия
Мотет Музыкальные жанры
Гармонизация Термины и понятия
Построение Термины и понятия

Реклама