Минор

Категории словаря

итал. minore, от лат. minor — меньший; также moll, от лат. mollis — мягкий

Лад, в основе к-рого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура минорного лада (a-moll, или ля минор):

Основной звукоряд. (мелодическая модель ряда)

Главные аккорды. Гармоническая модель гармонического минора

М. (как трезвучие, не совпадающее полностью с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, строящийся на основе этого трезвучия) имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетич. контрастов в музыке. М. (собственно "минорность") может пониматься и в расширительном смысле - не как лад определ. структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, расположенного на малую терцию вверх от осн. тона лада. С этой точки зрения качество минорности свойственно большой группе ладов: натуральным эолийскому, фригийскому, дорийскому, нек-рым пентатонным (a-c-d-e-g) и др.

В нар. музыке родственные М. натуральные лады минорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Минорность издавна свойственна также значит. части мелодий проф. светской (в частности, танцевальной) музыки. Однако лишь в сер. 16 в. прототипы М. - эолийский лад вместе со своей плагальной разновидностью - были узаконены в европ. муз. теории (в трактате Глареана "Dodekachordon", 1547) в качестве IX и X церк. тонов. 16 век - время вытеснения старых ладов мажором и М. (во всех жанрах от бытовой танц. музыки до высокой полифонии). Эпоха функционального мажора и М. охватывает в европ. музыке 17-19 вв. Процесс освобождения от интонац. формул старых ладов был для М. более сложен, чем для мажора. И даже в классико-романтич. период (с сер. 18 до кон. 19 вв.), когда М. по образцу мажора приобрёл свой классич. вид (опора на три главных аккорда - Т, D и S), в структуре лада прочно закрепилась двойственность нек-рых ступеней (высокая VII при движении вверх, низкая VII при движении вниз) - остаток прежнего богатства ренессансной ладовости. К кон. 19 в. М. (как и мажор) отчасти реорганизуется за счёт включения в лад недиатонич. элементов и функциональной децентрализации. В совр. музыке М. существует как одна из многочисл. звуковых систем. См. Наклонение.

Ю. Н. Холопов

Категории словаря

реклама

вам может быть интересно

Молдовеняска Музыкальные жанры
Эолова арфа Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Акафист Церковная музыка
Grand fouette, гран фуэтэ Балет и танец
Сурдина Музыкальные инструменты
Альтерация Термины и понятия
Форшлаг Термины и понятия
Гобой Музыкальные инструменты
Мейстерзингер Национальные культуры
Сольфеджио Термины и понятия
Оратория Музыкальные жанры
Программа Термины и понятия

Реклама