Цветной слух, синопсия (нем. Farbenhoren, франц. audition coloree, англ. colour hearing), — исторически сложившееся определение зрительно-слуховых, главным образом внепредметных, «синестезий» («соощущений»). Следует отличать их от навязчивых синестезий аномального характера. Синестезии ассоциативного происхождения, возникающие при создании и восприятии произведений искусства, присущи каждому индивидууму как норма. К ним относятся не столько собственно «соощущения», сколько межчувственные сопоставления на уровне представлений. Рассматривая синестезии не только как психологич., но и как эстетич. феномен, к цветному слуху следует отнести и стилевые аналогии применительно к разным видам иск-ва (живопись и музыка, музыка и архитектура и т. д.). Иск-во как форма художеств. коммуникации обращается прежде всего к синестезиям, обладающим определ. степенью общезначимости. Таковыми являются синестезии, представляющие собой естеств. ассоциации, к-рые возникают и закрепляются в процессе комплексного (полисенсорного) восприятия действительности людьми, живущими в одних географич., историч. и социальных условиях. Субъективно-произвольный характер имеют индивидуальные синестезии, отражающие случайные межсенсорные связи.
Цветной слух проявляется в таких выражениях речевого обихода, как «яркий», «матовый» звук, «кричащие» краски и т. п. В поэзии часто используются метафоры и эпитеты синестетич. содержания (напр., «звук литавр торжествующе-алый» у К. Д. Бальмонта). Наличие зрительно-слуховых синестезий лежит в основе изобразит. возможностей музыки.
Наиболее распространённой формой цветного слуха применительно к восприятию и созданию музыки (Ц. с. в узком смысле) является наделение тембров (Р. Вагнер, В. В. Кандинский) и тональностей (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, Б. В. Асафьев и др.) определ. цветовыми характеристиками, хотя их полная общность наблюдается лишь в «светлотных» оценках; так, инструменты в высоком регистре звучат «светлее», чем в низком. Так же по «светлоте» синестетически различаются и тональности — в соответствии с их ладовым признаком («Мажор и минор. Свет и тень» — по Н. А. Римскому-Корсакову). Индивидуальные особенности самих цветовых характеристик наличествуют в той же мере, в какой различны лежащие в их основании эмоционально-смысловые и символич. оценки цветов и тембров (тональностей), сложившиеся в процессе воспитания и творч. практики каждого музыканта. Синестетич. параллели можно указать и для др. элементов муз. языка: громкость — яркость или удалённость, сдвиг по регистру — изменение «светлоты» или размера, мелос — пластика и графич. развитие, темп — скорость движения и трансформации визуальных образов и т. д.
Изучение цветного слуха в значительной мере стимулируется экспериментами в области светомузыки и т. н. муз. графики (визуальная фиксация в живописи впечатлений от музыки). Исследования цветного слуха проводились как в СССР, напр. в Гос. академии художеств. наук (ГАХН), Моск. гос. ун-те, Всесоюзном н.-и. ин-те театра, музыки и кино (Ленинград), Ин-те мозга им. В. М. Бехтерева (И. Д. Ермаков, Е. А. Мальцева, В. Г. Каратыгин, С. А. Дианин, В. И. Кауфман, В. В. Анисимов, С. М. Эйзенштейн), так и за рубежом (А. Бине, В. Сегален, Г. Аншюц, А. Веллек, Т. Карвоский). В связи с изучением цветного слуха студенческое конструкторское бюро «Прометей» (Казань) в кон. 1960-х гг. осуществило анкетный опрос всех членов творч. союзов СССР. Планомерные исследования цветного слуха ведутся в ун-те г. Сегед (Венгрия), Ин-те муз графики в Вене.
Литература: Бине А., Вопрос о цветном слухе, M., 1894; Слепцов-Теряевский О. H. (Баженов H. H.), Синэстезический способ изучения аккордов, P., 1915; Галеев Б. M., Цветной слух и эффект светозвука, в сб.: Доклады VI Всесоюзной акустической конференции…, M., 1968; его же, Проблема синэстезии в искусстве, в сб.: Искусство светящихся звуков, Казань, 1973; Ванечкина И. Л., Некоторые итоги анкетного опроса, в сб.: Доклады VI Всесоюзной акустической конференции, M., 1968; её же, Советские музыканты и светомузыка, в сб.: Искусство светящихся звуков, Казань, 1973; Назайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, M., 1972; Галеев Б. M., Сайфуллин R. P., Светомузыкальные устройства, M., 1978; Светомузыкальные эксперименты СКВ «Прометей». Библиографический указатель (1962–1978), Казань, 1979; Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов «Свет и музыка» (тезисы докладов), Казань, 1979; Mendosa S., L’audition coloree, P., 1899; Anschьtz G., Farbe-Ton-Forschungen, Bd 1, Lpz., 1927, Bd 2–3, Hamb., 1936, 1931; Karwoski T., Odbert H., Color — music, «Psychological monographs», 1938, v. 50, No 2; Revesz G., Einfuhrung in die Musikpsychologie, Bern, 1946; Handschin J., Der Toncharakter, Z., (1948), Wellek A., Musikpsychologie und Musikasthetik, Fr./M., 1963; Gyulai E., A lathatу zene, Bdpst, 1965; Marks L. E., On colored-hearing synesthesia: cross-modal translations of sensory dimensions, «Psychological Bulletin», 1975, v. 82, No 3.
Б. M. Галеев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.