Обращение темы

Категории словаря

Обращение темы - противодвижение, инверсия (лат. inversio, итал. moto contrario, rovescio, riverso, rivoltato, франц. reversement, нем. die Umkehrung, die Gegenbewegung) - полифонич. приём преобразования темы, заключающийся в воспроизведении её интервалов в противоположном направлении от некоего неизменяющегося звука: восходящему ходу темы в её основном (прямом) движении (лат. motus rectus) в обратном движении (лат. motus contrarius) соответствует ход на такой же интервал вниз (и наоборот). Неизменяющийся звук, общий для темы в основном и обращённом вариантах, называется осью обращения; в принципе ею может служить любая ступень. В мажоро-минорной тональной системе для сохранения функционального подобия обоих вариантов осью обращения обычно служит III ступень; в строгом стиле (14-16 вв.) с его натурально-диатонич. ладами обращение часто делается вокруг терции уменьшенного трезвучия, что обеспечивает одинаковое положение звуков тритона:

image
И. С. Бах. Искусство фуги, контрапункт XIII.

image
Палестрина. Каноническая месса, Benedictus.

В темах с хроматич. движением О. т. осуществляется так, чтобы по возможности сохранилась качественная величина интервалов - это обеспечивает большее сходство выразительности обращённого и прямого движения:

image
И. С. Бах. "Хорошо темперированный клавир", том 1, фуга fis-moll.

Технич. простота и художеств. эффективность обновления темы посредством обращения определили частое и многообразное использование этого приёма, особенно в однотемных произведениях. Существуют разновидности фуги с обращённым ответом (нем. Gegen-Fuge - см. И. С. Бах, "Искусство фуги", No 5, 6, 7) и канона с обращённой риспостой (В. А. Моцарт, квинтет c-moll, менуэт); обращение используется в интермедиях фуги (Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 1, фуга c-moll); тема в обращении может давать стретту с темой в прямом движении (Моцарт, фуга g-moll, K.-V. 401); иногда они просто совмещаются (Моцарт, фуга c-moll, K.-V., 426). Часто на О. т. основываются большие разделы сочинений (Бах, "Хорошо темперированный клавир"; т. 1, фуга G-dur, контрэкспозиция; 2-я часть жиги) и даже целые формы (Бах, "Искусство фуги", No 12, 13; Р. К. Щедрин, Полифоническая тетрадь, No 7, 9). Комбинирование О. т. с др. способами преобразования получает особое распространение в музыке 20 в. (П. Хиндемит, "Ludus tonalis", ср. прелюдию и постлюдию), в частности, написанной с применением серийной техники (И. Ф. Стравинский, "Агон", Простой бранль). Как средство варьирования и развития обращение используется в неполифонич. музыке (С. С. Прокофьев, "Джульетта-девочка" из балета "Ромео и Джульетта"), часто в сочетании с темой в прямом движении (П. И. Чайковский, 6-я симфония, ч. 2, т. 17-24; С. С. Прокофьев, 4-я соната, ч. 2, т. 25-28).

Литература: Золотарёв В. А., Фуга. Руководство к практическому изучению, М., 1932, 1965, раздел 13, Скребков С. С., Полифонический анализ, М. - Л., 1940, раздел 1, § 4; его же, Учебник полифонии, ч. 1-2, М. - Л., 1951, М., 1965, § 11; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959, с. 7-14; Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960; Григорьев С. С., Мюллер Т. Ф., Учебник полифонии, М., 1961, 1969, § 44; Дмитриев А. Н., Полифония как фактор формообразования, Л., 1962, гл. 3; Тюлин Ю. Н., Искусство контрапункта, М., 1964, гл. 3.

В. П. Фраёнов

реклама

вам может быть интересно

Иранская музыка Национальные культуры
Опера комик Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Флажолеты Термины и понятия
Чехословацкий балет Балет и танец
Баку Города
Колокола Музыкальные инструменты
Эпилог Термины и понятия
Казахская музыка Национальные культуры
Балетоман Балет и танец
Вокальное искусство Опера, вокал, пение
Нонаккорд Термины и понятия
Хабанера Музыкальные жанры

Реклама