Тамбурин

Тамбурин (франц. tambourin).

1) Род барабана небольшого диаметра в форме вытянутого цилиндра (высота больше 1 м) с 2 кожаными мембранами. Появился ок. 11 в. в Провансе (Франция); отсюда его второе назв. — провансальский барабан (франц. tambour de Provence или tambourin provenзal, итал. tamburo di Provenza, испан. tamboril, нем. provenzalische Trommel, Tabor). В лит-ре 11 в. упоминаются музыканты, одноврем. играющие на Т. и маленькой т. н. одноручной флейте (прованс. galoubet, нем. Einhandflцte, см. Пифферо). Т. сохранился в нар. муз. практике Юж. Франции. Ныне — гл. обр. орк. инструмент. Существуют 2 разновидности — Т. без струн, со звуком неопредел. высоты и Т. со звуком определ. высоты, имеющий струны, проходящие поверх мембраны и настроенные в квинту; изменяя натяжение струн, меняют высоту звука такого Т. В отличие от малого барабана, звук Т. благодаря удлинённому корпусу инструмента («кбдлу») обладает более глухим тембром, что используется композиторами для придания звучанию специфич. оттенка; Т. со звуком неопредел. высоты (без струн) включён в фарандолу 2-й сюиты из музыки Ж. Бизе к драме «Арлезианка», в IX ч. симфонии «Турангалила» О. Мессиана. Условное подражание характерному звучанию Т. используется в вок. и инстр. музыке («Китайский тамбурин» для скрипки и фп. Ф. Крейслера; «Я слышу тамбурина звон» для смешанного хора a cappella К. Дебюсси).

2) Встречающееся в литературе название (неточное) бубна (франц. tambour de Basque, итал. tamburo, tamburello basco, англ. tambourine, timbrel, нем. Tamburin и Schellentrommel).

3) Оживлённый танец провансальского происхождения в двудольном метре (2/2, 2/4). Его назв. связано с использованием Т. в качестве сопровождающего инструмента. Мелодия Т. звучала на фоне повторяющихся в басу звуков (тоники или доминанты, а также квинты на I ступени лада). За первым, мажорным Т. следовали второй — минорный и повторение мажорного. Наибольшее распространение Т. получил в 18 в. во Франции, однако он претерпел здесь значит. изменения. В 17–18 вв. танец нередко вводился в оперы (А. Кампра, Ж. Ф. Рамо, А. Гретри); франц. композиторы создали ряд инструментальных Т. (напр., в сонатах для скрипки с basso continuo Ж. M. Леклера Старшего). Большую известность получил Т. для клавесина Рамо:

Ж. Ф. Рамо. Тамбурин.

Изредка встречается в совр. сочинениях неоклассич. ориентации (Э. Патлаенко, «Ренессанс-сюита» для камерного оркестра).

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 103–10.

Л. М. Бутир, Т. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Акцент (музыка) Теория музыки
Полиладовость Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Струна Музыкальные инструменты
Афганская музыка Национальные культуры
Тибетская музыка Национальные культуры
Виуэла Музыкальные инструменты
Дойна Национальные культуры
Andante, анданте Теория музыки
Алжирская музыка Национальные культуры
Новозеландская музыка Национальные культуры
Трембита Музыкальные инструменты
Ритм Термины и понятия

Реклама