Бубен

Категории словаря

Ударный инструмент. Узкая деревянная или (реже) металлич. обечайка в виде обруча с одной стороны затянута мембраной из кожи или пузыря, другая сторона - открытая. Диаметр Б. - 400-500 мм. Мембрана или приклеивается к обечайке, или натягивается с помощью "барашков" и винтов. На внутр. стороне обечайки подвешиваются бряцающие кольца, пластинки; у нек-рых видов Б. в прорези на штифтах вставляются маленькие металлич. "тарелочки" (рус. и укр. Б.). Б. фабричного производства, употребляемые в проф. музыке, имеют проволочные растяжки с бубенцами и колокольчиками. Б. культовые (шаманские) - значительно большего размера, круглые или овальные, с широкой обечайкой, внутри к-рой прикреплены разл. звенящие подвески, ленты и т. п. Во время игры исполнитель свободно держит инструмент в руке и пальцами, ладонью, кулаком другой руки ударяет по мембране в центре и ближе к обечайке, извлекая разл. по высоте и тембру звуки, проводит по коже увлажнённым большим пальцем правой руки, вызывая характерное вибрато, встряхивает Б., производя звон. Нар. музыканты иногда ударяют инструментом по колену, локтю, голове и т. д. На шаманских Б. звук извлекался спец. колотушкой, иногда с бряцающими кольцами. Применяют Б. как ритмич. инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Он входит в нар. и проф. ансамбли и оркестры.

Б. известен с древнейших времён во мн. странах. Большого совершенства иск-во игры на Б. достигло у народов Востока, где широко практикуется сольная импровизац. игра, во время к-рой воспроизводятся сложнейшие ритмические рисунки. Нац. названия Б.: дэф, дяф или габал (азерб.), даф или хавал (арм.), дайра (груз.), дойра (узб. и тадж.), дайре или дэф (иран.), тар (араб.), пандеро (испан.), баскский барабан (франц.), тамбурин (англ. и нем.) и др.

Мн. композиторы использовали Б. в своих оперных и орк. произв. для воссоздания экзотического, восточного, испан. колорита ("Пустыня" Давида, 1847; "Кармен" Бизе, 1875; "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, 1887; "Испанская рапсодия" Равеля, 1907; "Иберия" Дебюсси, 1911, и др.).

Литература: Привалов Н. И., Ударные музыкальные инструменты русского народа, "Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний", 1903, октябрь - ноябрь; Новосельский A., Очерки по истории русских музыкальных инструментов, М., 1931; Беляев В. М., Музыка, в кн.: История культуры Древней Руси, т. 2, М. - Л., 1951, с. 425; Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1967.

К. А. Вертков

реклама

вам может быть интересно

Передувание Термины и понятия
Рага Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Мензуральная нотация Термины и понятия
Cantus firmus, кантус фирмус Термины и понятия
Проведение Термины и понятия
Легенда Музыкальные жанры
Бесконечная мелодия Термины и понятия
Epaulement, эпольман Балет и танец
Секста Термины и понятия
Амстердам Города
Наигрыш Термины и понятия
Ереван Города

Реклама