Албанская музыка

Категории словаря

Муз. культура Албании, истоки к-рой уходят в глубокую древность, характеризуется большим разнообразием местных муз. стилей. Нар. песня и инстр. музыка сев. областей страны заметно отличаются от музыки центр. и юж. р-нов. Наряду с мелодиями ярко выраженного диатонич. склада, чётного размера в сев. части Албании встречаются песни с присущими вост. музыке ходами на интервал увелич. секунды и сложными метрич. образованиями с самыми различными группировками; на юге бытуют напевы, основанные на пентатонике. На нар. муз. иск-во Албании оказали воздействие культуры соседних балканских народов, славян и итальянцев. Ощутимо также турецкое влияние как результат османского ига. Однако А. м. сохранила свою самобытность (гл. обр. в обрядовых песнях и танцах жителей горных р-нов). Алб. нар. песенная и танц. музыка отличается большим ритмич. разнообразием. Наиболее распространённые размеры - нечётные: 5/8, 7/8, 11/8 и др. с разл. внутр. группировкой; встречаются и смешанные размеры. Такая ритмич. неравномерность основывается на закономерностях, имеющих прочные традиции.

Нар. песни часто исполняются на 3 голоса: верхние два ведут мелодию, а подголосок, нижний (бас), тянет выдержанный тонич. звук. Жанры песен разнообразны: эпические, патриотические, обрядовые, плясовые, лирические и др. Строгие, задумчивые эпич. песни (поются гл. обр. в сев. р-нах) исполняются соло в сопр. струн. инструментов; в них рассказывается о подвигах алб. воинов в битвах давних времён, о нац. герое Скандербеге и борьбе алб. народа с османским игом. Патриотич. песни слагались в борьбе за нац. независимость в годы 1-й и 2-й мировых войн, в т. ч. партизанские, антифашистские. Обрядовые песни связаны с древними обычаями, со старинными верованиями, среди них - песни-причитания по умершим и погибшим в борьбе за родину. Бравурные плясовые напевы сопровождают и совр. нар. празднества. Лирич. песни отличаются изяществом мелодич. рисунка и прихотливостью ритма. Нар. песни и пляски исполняются в сопровождении инструментов - струнных (чифтели и ляхута), духовых (гайда - род волынки; зумарэ, фюэлы) и большого барабана (тулумбас). Скрипка, кларнет, бубен употребляются как сольные инструменты и в небольших ансамблях.

До 1940-х гг.Албания не имела проф. муз. культуры. Развитию её нац. муз. иск-ва препятствовали османское иго (1479-1912), позже антинар. деятельность правительства Зогу и итало-нем. фаш. оккупация. Только после освобождения Албании и установления нар.-демократич. строя (1944) начинается интенсивный рост нац. иск-ва и проф. муз. культуры. Развивается художеств. самодеятельность: при Домах культуры заводов и фабрик, при уч. заведениях создаются муз. коллективы и ансамбли. Проводятся разнообразные фестивали, способствующие развитию нар. творчества. В городах открываются муз. школы, в Тиране - художеств. лицей им. Й. Мисья (1947) с муз. отделением по классам фп., скрипки, виолончели, нар. инструментов и пения. С конца 1940-х гг.алб. молодёжь стали направлять учиться в консерватории Сов. Союза и др. социалистич. стран (Алб. гос. консерватория открылась в Тиране в 1962). В 1950 в Тиране создана Гос. филармония, объединившая проф.-исполнит. коллективы: симф. и дух. военный оркестры, танц. группу, а также солистов-певцов.

Филармония осуществила постановки произв. рус. композиторов ("Русалка", 1953; "Иван Сусанин", 1955; балет "Бахчисарайский фонтан", 1953). В 1944 организован хор Народной Армии (ныне - Художественный ансамбль Народной Армий) под рук. Г. Аврази, в 1960 - Гос. ансамбль нар. песни и пляски под рук. Ч. Задеи (среди солистов - исполнительницы нар. песен Л. Милёти, Ф. Реджи и др.).

В 1956 в Тиране открылся Гос. театр оперы и балета (с балетной школой), поставивший ряд классических опер, оперетт и балетов, в т. ч. советских - "Лола" С. Н. Василенко и "Шурале" Ф. З. Яруллина.

Алб. исполнители принимали участие в междунар. муз. конкурсах и фестивалях демократич. молодёжи и студентов в Берлине (1951), Москве (1957), Хельсинки (1962) и др. (среди участников отмечены премиями А. Муля, И. Тукичи, Дж. Атанас, Г. Чако, Т. Никола и др.). На 1-м Балканском фестивале нар. песни в Софии (1965) и в Дижоне (Франция, 1971) алб. фольклорная группа получила первые премии.

Проф. муз. иск-во Албании развивается на основе нар. муз. традиций. Большое место в творчестве албанских композиторов занимают песни (главным образом обработки народных мелодий); наиболее популярны песни композиторов П. Гаци, Т. Дайи, К. Учи, Б. Конголи и др.

До 1950-х гг.в Албании не было нац. музыки крупных форм. Совр. алб. композиторы работают в разных жанрах. К известным произв. проф. алб. музыки относятся: оперы "Мрика" П. Яковы (посвящена алб. молодёжи; пост. в 1954 художеств. коллективом Дома культуры и нар. творчества г. Шкодер, в 1959 - Тиранским т-ром), "Весна" Т. Дайи (1960, Тирана) - о борьбе алб. народа с фашистскими оккупантами, "Цветок памяти" К. Коно (1961, г. Корча), посв. борьбе алб. патриотов за независимость, "Героиня" В. Новы (1967, Тирана) - о девушке-подпольщице, "Скандербег" П. Яковы (1968, Тирана), "Девушка с гор" Н. Зорачи (1970, Тирана) - о столкновении классовых сил в горной деревне в первые годы после освобождения; балеты "Халиль и Хайрия" Дайи (1963), "Делина" Задеи (1964) - о сопротивлении алб. народа османскому игу, "Партизан" К. Ляры (1967, Тирана), балет для детей "Бесстрашный орлёнок" Задеи (1971, Тирана) - о помощи детей пограничникам, "Дети рыбака" Дайи (1972, Тирана) - о борьбе с фаш. оккупантами; оперетты "Заря" Коно (1954) - о новой жизни в Албании, "Лейла" Дайи, (1957, Шкодер); посв. алб. девушке, восставшей против старых обычаев, патриотич. оратория К. Трако (1961), марш-кантата Аврази; увертюра на нар. алб. темы Д. Леки (1954), 1-я симфония Задеи (первая алб. нац., 1956), вок.-симф. поэма "Герои Боровы" Коно, "Детская сюита" для симф. оркестра Дайи (1956); струнный квартет Дайи (1956), "Рондо" для струн. квартета Н. Зорачи (1960), "Албанская сюита" для флейты и фп. Зорачи (1960), "Три симфонические картинки" Задеи (1965), вок.-инстр. сюита Т. Харапи (1965); концерты - для фп. с оркестром Т. Харапи и Задеи (оба - 1969), для скрипки с оркестром Зорачи (1969) и др.

Большую помощь в становлении проф. муз. культуры оказали сов. специалисты.

Ведущие артисты тиранского т-ра оперы и балета получили спец. образование в СССР и др. социалистич. странах, среди них певцы: засл. арт. НРА А. Муля, И. Тукичи, М. Джемали, Л. Качай, а также Дж. Атанас, Г. Чако; певицы: Р. Йорганджи, Г. Хеба, И. Веля; артисты балета: засл. арт. НРА А. Алиай, З. Хаджо, Г. Вендреша, а также балетмейстер П. Каначи, дирижёр М. Вако. Среди старейших деятелей муз. т-ра - дирижёр М. Крантья, режиссёры М. Цико и Й. Труя; нар. артистки НРА певицы Т. Ташко (звание присуждено посмертно) и М. Края, засл. арт. НРА G. Костури и певец К. Антониу.

Литература: Коно К., Музыкальная жизнь Народной Албании, "СМ", 1952, No 5; Лека Д., Мир - это творчество, там же.

Р. Д. Кочи, В. Н. Конопацкая

реклама

вам может быть интересно

Белорусская музыка Национальные культуры
Баритон Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Терменвокс Музыкальные инструменты
Largo, ларго Термины и понятия
Протестантский хорал Церковная музыка
Макам Термины и понятия
Portаto, портaто Термины и понятия
Концертина Музыкальные инструменты
Симфоническая музыка Термины и понятия
Эпитафия Термины и понятия
Сигнальная музыка Термины и понятия
Монреаль Города

Реклама