Сюита в балете

Категории словаря

Сюита (франц. suite, букв. — ряд, последовательность, продолжение).

1) Циклическое муз. произведение, состоящее из неск. самостоятельных частей, объединённых общностью художеств. замысла и следующих одна за другой по принципу контраста. Сюита возникла в 16 — 17 вв. как объединение муз. пьес танц. характера. В музыке 17 — 18 вв. в С. включалось обычно 4 танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига, контрастные по темпу, с увеличением этого контраста от начала к концу: умеренно-быстро — медленно — очень быстро. Такая структура С. встречается у Баха, Генделя и др. композиторов. В 19 — 20 вв. в сюитные циклы стали включаться и нетанцевальные пьесы разл. жанров. В форме С. со сквозным муз. развитием написаны «Карнавал» Шумана, «Картинки с выставки» Мусоргского и др. Нередко С. образовывались из отрывков или частей к.-л. крупного, преимущественно музыкально-сценич. произведения: оперы, балета, музыки к драме или фильму. Так, С. С. Прокофьев создал симфоническую С. из музыки балетов «Ромео и Джульетта» и «Золушка» ; А. И. Хачатурян — «Гаянэ» и «Спартака» и др.

2) Хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, объединённых одной темой и чередующихся по принципу контраста. В балете нередко в разных актах сопоставляются классич. и национально-характерная С.: в «Лебедином озере» — танцы лебедей во 2-м акте и разл. национальные танцы в 3-м акте; аналогичные сопоставления есть в «Спящей красавице», «Щелкунчике», «Раймонде», «Дон Кихоте», «Коньке-Горбунке». Симфонич. С., как самостоятельные, так и составленные из отрывков оперных или балетных произв., иногда являются основой балетного спектакля: «Шехеразада» по одноим. симфонич. сюите Н. А. Римского-Корсакова (1910, балетм. М. М. Фокин), «В белом» по 3-й сюите Чайковского (1918, балетм. А. А. Горский), «Сюита в белом» по С. из балета Э. Дало «Намуна» (1943, балетм. С. Лифарь), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина по опере «Кармен» (1967, балетм. А. Алонсо) и др. При этом и сам балетный спектакль может быть построен в форме С., состоящей из чередования разнохарактерных номеров, раскрывающих единый образ («Айседора» на муз. Бетховена, Руже де Лиля, Шуберта, Шопена, Скрябина и др., балетмейстер М. Бежар, 1976).

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Сюита в Музыкальной энциклопедии

реклама

вам может быть интересно

Латиноамериканская музыка Национальные культуры
Полиаккорд Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Унисон Термины и понятия
Композитор Термины и понятия
Разработка Термины и понятия
Октава Термины и понятия
Африканский танец Балет и танец
Гамма Римского-Корсакова Термины и понятия
Египетская музыка Национальные культуры
Отыгрыш Термины и понятия

Реклама