Медианта

Категории словаря

франц. mediante, от позднелат. medians, род. падеж mediantis — находящийся посредине, посредничающий

\1) Обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники, т. е. III и VI ступеней лада; в более узком смысле М. (или верхняя М.) - назв. аккорда III ступени (VI ступень в этом случае называется субмедиантой, или нижней М.). Аналогич. образом обозначаются и соответствующие звуки - III и VI ступени лада. Гармонич. функция аккордов М. определяется прежде всего их промежуточным положением между осн. аккордами: III -между I и V, VI - между I и IV. Отсюда двойственность функции аккордов М.: III - слабо выраженная доминанта, VI - слабо выраженная субдоминанта, в то же время как III, так и VI могут выполнять нек-рые функции тоники. Отсюда же и выразительное значение аккордов М. - смягчённость, завуалированность их контраста тонике, мягкость терцовых смен при соединении с тоникой, субдоминантой и доминантой. В др. связях (напр., VI-III, III-VI, VI-II, II-III, VI-III и т.п.) гармонии М. делают менее заметной зависимость аккордов от тоники лада, выявляя их местные (переменные) функции, способствуя образованию ладотональной переменности (напр., в ариозо князя Юрия "О слава, богатство суетное" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии").

В ступенной гармонич. теории (Г. Вебер, 1817-21; П. И. Чайковский, 1872; Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85) аккорды М. входят в число семи диатонич. ступеней, хотя в качестве побочных они в большей или меньшей степени отделяются от главных (I и V). В функциональной теории (X. Риман) М. трактуются как видоизменения "трёх единственно существенных гармоний" - Т, D и S: как их параллели (например, в C-dur e-g-h - Dp) или как созвуки вводной смены (e-g-h в C-dur может быть также:

image

), в зависимости от реальной доли этих аккордов в контексте. По Г. Шенкеру, значение аккордов М. (как и других) зависит прежде всего от конкретной направленности движения, от линий голосов между исходным и целевым тоном. Г. Л. Катуар понимал М. как результат смещения прим и квинт в главных трезвучиях (например, в С - dur

image)

В концепции авторов "Практического курса гармонии" (И. В. Способина, И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, В. В. Соколова, 1934-1935) за аккордами M. закреплено смешанное ступенно-функцио-нальное значение (в C-dur e-g-h - DTIII, а - с - е - TS VI)

(при этом ступенная трактовка вновь приобретает больший вес, и вся концепция восходит не только к Риману, но, в неменьшей мере, и к Римскому-Корсакову). В теории переменных функции Ю. Н. Тюлина III ступень в мажоре может выполнять функции T и D, а VI - Т, S и D; в миноре III - Т, S и D, а VI - T и S. (Примеры различных трактовок одного и того же гармонического последования):

\2) В структуре григорианских мелодий M. (mediante; др. назв. - metrum) - срединное заключение (по Б. В. Асафьеву - "цезурный полукаданс"), разделяющее целое на две симметрично уравновешенные половины:

Литература: 1) Чайковский P. И., Руководство к практическому изучению гармонии, M., 1872, то же, Полн. собр. соч., т. III a, M., 1957, Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, переизд. в Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, M., 1924; Практический курс гармонии, ч. 1, M., 1934 (авт. Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В.; Берков В., Гармония, ч. 1-3, M., 1962-66, М., 1970; Тюлин Ю., Приваво Н., Теоретические основы гармонии, M., 1965, Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1818-21; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. - N. Y., 1893 (рус. пер. - Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, М., 1901); Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1-3, Stuttg. - B - W, 1906-1935, 1956.

\2) Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941, с. 394

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Шри-Ланки музыка Национальные культуры
Нотный стан Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Кюй Музыкальные жанры
Польский балет Балет и танец
Маска Опера, вокал, пение
Рапсод Термины и понятия
Казачок Музыкальные жанры
Пекин Города
Сценарий Термины и понятия
Опера-буффа Опера, вокал, пение
Псалмодия Церковная музыка
Будапешт Города

Реклама