Блюз

Категории словаря

Блюз (англ. blues, сокр. от blue devils — меланхолия, грусть) — первоначально сольная лирическая песня амер. негров с берегов Миссисипи. Известна с конца 19 в.; зародилась, возможно, ещё в сер. века. Обычно выражала тоску по утраченному счастью. Прошла неск. стадий развития. Самая ранняя форма — сельский, или архаический, Б. Позднее сложился т.н. городской, или классич., Б. В нём утвердились характерные особенности, во многом унаследованные от музыки афр. негров: синкопированные ритмы и полиритмия, скользящие, не фиксированные понижения ступеней лада (т.н. блюзовые интонации, обычно на III и VII ступенях мажора, образующие вместе с обычными ступенями 9-тоновый «блюзовый» лад), импровизационность исполнения (особенно в паузах голоса). В основе Б. лежит 12-тактный период из трёх фраз по 4 такта; первый четырёхтакт — на тонич. гармонии, далее идут по два такта на субдоминанте и тонике и по два на доминанте и тонике. Городской Б. исполнялся в сопровождении банджо, позднее — гитары. Широкому распространению Б. в негр. гор. кварталах положили начало песни негр. музыканта У. Хэнди «Мемфис блюз» (1912) и в особенности «Сен-Луи блюз» (1914) — первые Б., созданные профессионалом. С этого времени прослеживается и сам термин «Б.». В текстах Б. нач. 20 в. встречаются мотивы социального протеста.

Moderato espressivo У. Хэнди. «Сен-Луи блюз»

Б. оказал сильное влияние на формирование джаза и джазовой музыки и остался одной из её важнейших форм. В джазовых коллективах культивировались как вок.-инстр., так и чисто инстр. Б. В джазовых Б. текст обычно имеет лирич. характер, изложение строится в виде чередования «возгласов» (call) и «ответов» (response). В 1940-60-е гг. главенствующее положение занял инстр. Б., служащий и муз. сопровождением для танцев. Первоначально Б. исполнялись в медленном темпе; в 1950-60-е гг. в Б. применяются разнообразные темпы, напр., в разновидности блюза — буги-вуги. Б., исполняющиеся эстрадными коммерч. джазами, как правило, утратили нац. черты, к-рые были присущи его ранним формам. Жанровые особенности Б. использованы многими композиторами 20 в. — Дж. Гершвином («Рапсодия в блюзовых тонах» для фп. с оркестром), М. Равелем (соната для скрипки и фп.), Д. Мийо, Э. Кшенеком.

Литература: Сильверман Дж., Песенное движение в США, «СМ», 1959, No 11; Конен В., Пути американской музыки, М., 1961, М., 1965; Handy W., Father of the Blues, N. Y., 1941; Mecklenburg К. G., Schenk W., Die Theorie des Blues im modernen Jazz, Strassb. — Baden-Baden, 1963; Jones L., Blues people, N. Y., 1964; Myrus D., Ballads, blues and the big beat, Highlights of American folk singing from Leadbelly to Dylan, N. Y., 1966; Lehmann T., Blues and trouble, В., 1966; Кeil С., Urban blues, Chi.-L., 1966; Сharters S. В., The bluesmen: the story and the music of the men who made the blues, v. 1, N. Y., 1967; Oliver P., Savannah syncopators: African retentions in the blues, L., 1970.

С. П. Панкратов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Родство тональностей Термины и понятия

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Скерцо Термины и понятия
Чилийский балет Балет и танец
Этнография музыкальная Термины и понятия
Фисгармония Музыкальные инструменты
Сидней Города
Модус Термины и понятия
Русский балет Балет и танец
Автор-исполнитель Термины и понятия

Реклама