Черногорская музыка

Категории словаря

Черногорская музыка До кон. 19 в. проф. муз. иск-во в Черногории почти не развивалось; Ч. м. была представлена лишь муз. фольклором и любительским или полупроф. исполнительством. Благодаря своим природным особенностям (изолированности, трудной доступности) Черногория сохраняла культурную автономию, несмотря на то, что в 1499 была включена в состав Османской империи. Изоляция, с одной стороны, способствовала сохранению самобытности нац. муз. фольклора, с другой - тормозила культурное развитие, мешая проникновению (до кон. 19 в.) влияния зап.-европ. муз. иск-ва. До нач. 20 в. осн. жанром Ч. м. оставались нар. песни, запечатлевшие многовековую освободит. борьбу против тур. завоевателей. Сохранились древние нар. песни - эпические, героические (исполнялись в сопровождении осн. нар. инструмента гусле), лирические (особенно пастушеские "пейзажные") и обрядовые, в т. ч. отличающиеся драм. экспрессией женские песни-плачи (т. н. тужбалицы). Распространён нар. танец оро (разновидность типичного для всей Югославии танца коло). Для мелодий нар. Ч. м. характерны небольшой диапазон, преобладание архаич. попевок в натуральных ладах, применение смешанных и переменных размеров; в многоголосии типичны секундовые диссонансы. Осн. роль в формировании Ч. м. (с кон. 19 в.) сыграли муз.-просвет. организации, т. н. читальни (типа клубов), на основе к-рых позднее возникли самодеят. коллективы - хор. об-ва. Первая читальня создана в Цетине (1868), на её базе в 1871 организовано местное хор. об-во; среди др. хор. об-в - "Бранко" в Подгорице (ныне Титоград, 1892), "Горный венец" в Цетине (1894), "Захумле" в Никитиче (1898), Ремесленное об-во в Цетине (1904), при к-ром имелись хор и оркестр нар. инструментов (в 1907 преобразовано в Рабочее об-во; на его основе в 1909 создан Нар. т-р), "Негош" в Цетине (1908). Позднее в Цетине возникло Рабочее хор. об-во "Абрашевич" (1927). В кон. 19 в. особое значение в муз. культуре Черногории приобрели воен. оркестры, к-рые, кроме воен. маршей и произв. местных композиторов-любителей, исполняли также зап.-европ. классич. музыку. Цетинскими оркестрами руководили чеш. музыканты А. Шульц (с основания 1-го оркестра в 1870) и Ф. Вимер (с основания 2-го оркестра в 1889; позднее он переведён в Подгорицу). Оба дирижёра были авторами маршей и др. соч. на нар. темы. Важную роль в развитии Ч. м. кон. 19 - нач. 20 вв. сыграли чех Р. Толлингер и итальянец Д. де Сарне Сан-Джорджио, опиравшиеся в своих произв. на нар. мелодии; в программных соч. они использовали сюжеты из нац. истории. В числе нац. композиторов-любителей 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. - М. П. Негош, Ш. Огненович. Первый проф. черногорский композитор и преподаватель композиции - Й. Иванишевич, ученик З. Фибиха (марши и др. пьесы для оркестра в нар. духе, соч. для фп., хоры, романсы, хор. песни; музыка нац. гимна).

В Жен. ин-те (позднее преобразован в Педагогич. школу, 1869-1913) имелись классы игры на фп., скрипке, муз.-теоретич. предметов, хор. пения. Спец. муз.-уч. заведения появились лишь в кон. 1920-х гг.; их организаторами были деятели хор. об-в. Начальные муз. школы были основаны в Цетине (хор. об-вом "Негош" в 1932) и в Подгорице (хор. об-вом "Бранко" в 1937); школы носили назв. об-в, при к-рых существовали. Одним из первых муз. педагогов был хормейстер А. Иванович (30-е гг.). Среди музыкантов 1-й пол. 20 в. - композитор, фольклорист, хормейстер и муз.-обществ. деятель Й. Милошевич (выпускник Пражской консерватории). 2-я мировая война 1939-45 прервала развитие муз. жизни, к-рая значительно оживилась после 1945. Открыты муз. школы - "Негош" в Цетине (с 1947; в 1948 из начальной преобразована в среднюю), в Титограде (им. М. Милянова, 1950), Которе (1951), позднее в Херцегнови и др. городах. Было создано много новых хор. об-в и др. культ.-просвет. организаций и разл. художественных проф. и самодеят. коллективов, возобновили работу существовавшие ранее муз. об-ва, в т. ч. хор. об-во "Негош" в Цетине, хор. об-ва "Никола Джуркович" в Которе и "Станко Драгоевич" в Титограде (оба с 1960); созданы симф. оркестр и смешанный хор Радио в Титограде (1949), гос. ансамбль нар. песни и танца "Oро". В 50-60-е гг. организованы об-во композиторов и музыкантов-исполнителей Черногории, Союз культурных и художеств. об-в. Среди совр. композиторов - Б. Таминджич.

Литература: А. Р., Muzicki zivot u Crnoj Gori, "Stvaranje", 1947; Soc P., Prvi crnogorski muzicari, там же, 1952, No 11; его же, Muzicka kultura u Crnoj Gori, там же, 1952, No 12; Rogacar A., Muzicka nastojanja u Crnoj Gori krajem XIX i pocetkom XX vjeka, Kotor, 1957.

E. И. Гордина

реклама

вам может быть интересно

Путевой распев Церковная музыка
Пастурель Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Песня без слов Музыкальные жанры
Субретка Опера, вокал, пение
Элевация Балет и танец
Париж Города
Венгерская музыка Национальные культуры
Условность Балет и танец
Трилогия Термины и понятия
Пипа Музыкальные инструменты
Такт Термины и понятия

Реклама