Attitude (аттитюд, франц. — поза, положение) — одна из основных поз классического танца, главная особенность к-рой — согнутое колено поднятой назад ноги. В attitude осн. линия образуется из опорной ноги, корпуса и рук в III позиции.
Гл. виды attitude — attitude effacee и attitude croisee. В позе attitude effacee поднятая нога открыта, мягко развёрнута. Соответствующая ей рука находится в III позиции. Голова повёрнута к поднятой руке. В позе attitude croisee, закрытой, состоящей из перекрещивающихся линий, корпус заслоняет поднятую ногу, позволяя видеть лишь её носок. Для attitude возможны разнообразные изменения, что обогащает средства сценич. выразительности.
Балетм. К. Блазис писал об attitude: «Танцовщик, движущийся против ветра, в каком бы то ни было направлении, должен тщательно сохранять центр тяжести на линии, которая его поддерживает. Это особое положение, называемое аттитюдом, самое изящное, но и самое трудное из всех положений танца; на мой взгляд это нечто вроде позы „,Меркурия“ Болоньи» («Классики хореографии», Л.- М., 1937, с. 114). Для attitude характерен перегиб, т. к. согнутая в колене нога позволяет корпусу сильно перегнуться.
Attitude croisee. Attitude effacee
Attitude в самых разл. формах часто является хореографич. лейтмотивом (напр., строгие классич. attitude Авроры балетм. М. И. Петипа, или острые акробатич. attitude «Хозяйки Медной горы» балетм. Ю. Н. Григоровича).
Литература: Ваганова А., Основы классического танца, [4 изд.], Л.- М., 1963; Костровицкая В., Писарев А., Школа классического танца, Л., 1968.
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.