Токио музыкальный

Категории словаря

Токио — столица и главный культурный центр Японии. Город основан в середине 15 в., первоначально носил название Эдо (по имени рыбачьей деревни, с которой началось поселение). К кон. 18 в. стал одним из крупнейших городов мира (в 1787 нас. 1368 тыс. чел.). Здесь получили развитие характерные для японской музыки виды и формы инстр. музыки, исполняемой на сямисэне, кото и сякухати и др. нац. инструментах. Завоевали известность школы выдающихся исполнителей Кэнко Исимура и Кэнко Торадзава (на сямисэне, нач. 18 в.), Накаяма Кинсю (исполнял песенные мелодии на нигэнкине, кон. 18 в.) и др. С 16 в. большой популярностью в Т. пользовались разл. формы муз. т-ра — Hоо, позднее Кабуки, Дзёрури. Музыка сопровождала религ. церемонии в буддистских и синтоистских храмах Т.

После революции 1867–68 в Эдо была перенесена резиденция императора Японии, город переименован в Т. (букв. — восточная столица). В этот период в Японии, в т. ч. и в Т., стал использоваться европ. и амер. опыт организации муз. жизни. Большое внимание уделялось муз. образованию, в постановке к-рого важную роль сыграл амер. педагог Л. У. Мейсон, основавший ряд муз. школ. Мн. япон. музыканты стали обучаться в странах Европы (гл. обр. в Германии и Франции) и в США.

В 1872 в Т. открыта консерватория, ставшая центром по распространению зап.-европ. муз. традиций; в 1879 известным япон. просветителем Идзава Сюдзи осн. Ин-т муз. исследований.

В Т. в разное время гастролировали крупнейшие музыканты из др. стран, в т. ч. из России, среди них — певец А. И. Мозжухин и певица М. Б. Черкасская, С. С. Прокофьев (нач. 1930-х гг.), выступавший как пианист. Одним из основателей прославившейся впоследствии япон. скр. школы был А. Я. Могилевский; неск. лет в Т. жил и преподавал Н. А. Черепнин. В 1920 открылся оперный т-р «Асакуса-опера», на сцене к-рого ставились гл. обр. итал. оперы. В 1925 комп. и дир. Ямада Косаку основал в Т. Япон. филармонич. об-во, оркестр к-рого выступал с публич. концертами. Начали издаваться муз. журналы, в т. ч. «Онгаку хёрон» («Музыкальная критика», с 1933). В 1930 в Т. создана Федерация совр. композиторов. В 1929 осн. Токийский филармонич. оркестр, в 1939 — Япон. симф. оркестр. С Т. связана деятельность ведущих япон. музыкантов: музыковеда Хиросады Тамура, основателя муз. об-ва «Пропаганда европ. музыки» (1911), много сделавшего для внедрения в япон. муз. культуру музыки зап.-европ. композиторов; Танака Сёхэй, видного муз. акустика, занимавшегося проблемой чистого строя разл. муз. инструментов, в т. ч. органа; Танабэ Хисао, президента Япон. об-ва по изучению музыки Вост. Азии (с 1943), видного специалиста в области акустики и психологии муз. творчества, знатока классич. музыки, япон. муз. инструментов и др.

После 1945 муз. жизнь Т. стала развиваться особенно интенсивно. Были открыты новые муз.-уч. заведения, созданы исполнит. коллективы, основаны разл. муз. об-ва. На особенностях и темпах развития муз. жизни отразился технич. и индустриальный прогресс в стране (Япония вышла на одно из первых мест в мире по объёму производства и качеству проф. и бытовой звуковоспроизводящей электронной аппаратуры, выпуску грампластинок). В Т. сосредоточены все осн. формы совр. муз. жизни Японии.

Под влиянием заруб. модернистского иск-ва в Т. возникли творческие группы: «Дзиккэн Кобо» (экспериментальная лаборатория, 1949), группа «Онгаку» («Музыка») и др., развивавшие принципы П. Булеза, К. X. Штокхаузена, Дж. Кейджа, и т. н. муз. хэппенинг. Ряд композиторов связан со студией электронной музыки Япон. радиовещат. корпорации (осн. в 1956).

Огромное распространение получили иск-во эстрады и разл. формы индустрии развлечений, включая поп-музыку. Приобрели популярность группы япон. мюзик-холла, вок. группы «Дак дакс», «Ройял найтс» (с 1959; выступали в СССР), эстр. певицы Мисора Хибари, Кэн Наоко, Симакура Тиёно и др., эстр. оркестры под рук. Ямады Такахаси, Обонаи Йосио и др. В 1950-60-е гг. получила развитие джазовая музыка. В 1948 япон. певица и хор. дирижёр Сэки Акико организовала Центр. токийский хор «Поющие голоса Японии», положивший начало массовому антимилитаристскому самодеят. хор. движению. С нач. 1950-х гг. это демократич. движение распространилось по всей Японии. Об-во трудящихся — любителей музыки (ROON) создало хор. кружки в Т. и др. городах. Многие из самодеят. хоров выступают на ежегодных фестивалях, организуемых газ. «Акахата» (орган Коммунистич. партии Японии).

Классич. япон. музыка звучит в Т. и ныне. Оркестр Имп. дворца «Сигэнкан», играющий в стиле гагаку, выступает дважды в год — осенью в «Хибия хокайдо-холле» и весной (для узкого круга) в Муз. зале Имп. дворца. Иногда концерты проходят в храме Мэйдзи дзингу, выступления любительской группы гагаку — в храме Онотэрусаки (ежемесячно), представления Кабуки, Бунраку и танц. групп — в япон. Нац. т-ре («Кокурицу гэкидзё»), исполнение муз.-песенного сказа Дзёрури — в т-ре «Хоммокутэ».

В храме Асакуса проводятся по 2 (или более) службы с музыкой в неделю; храм Дзодзёдзи (парк Сиба) — место отправления буддистских ритуалов, храм Мэйдзи дзингу — синтоистских.

Концерты нац. традиц. музыки обычно даются весной и осенью. В августе — сентябре ежегодно проходит фестиваль нац. танцев, т. н. бон-одори (в разл. местах Т.); в кон. сентября — нач. октября — танц. фестивали о-мацури. Традиции этих фестивалей существуют уже неск. веков. В нач. ноября в Т. съезжаются нар. театр. коллективы со всей Японии (выступают в зале «Нихон Сэйнэн-кан»).

Крупнейшие муз.-уч. заведения Т. — Муз. академия («Сэндзокугакуэн»; дир. Морои Сабуро), токийский Ун-т иск-в с муз. отделением (быв. Токийская академия музыки), Высшая муз. школа «Тохо» (частная), частный Муз. ун-т Мусасино, частная Муз. школа Кунитати (в окрестностях Т.; ок. 1200 студентов, более 150 педагогов). Муз. отделения имеются в нек-рых ун-тах Т., где изучается история и теория музыки. Япон. музыковеды ведут науч.-исследоват. работу в Ин-те музыки 20 в. (осн. в 1957). Муз. воспитание и образование введено в начальных и средних школах, при к-рых организуются дух. бэнды, хоры, оркестры (вопросами спец. обучения ведает Мин-во образования Японии). В Т. находятся правления Всеяпонского об-ва муз. просветителей и Япон. ассоциации муз. просветителей (президент Иноуэ Такаси), а также Совет по вопросам музыкального образования. Получила широкое распространение система преподавания для музыкально одарённых детей, введённая педагогом Судзуки Синити.

В Т. функционируют 8 проф. симф. оркестров, отличающихся высоким исполнит. уровнем: Токийский филармонич. оркестр (осн. в 1914, худ. рук. Одака Тадааки), Токийский симф. оркестр (худ. рук. Акияма Кадзуйёси), оркестр «Ёмиури Ниппон» (худ. рук. Вакасуги Хироси), Симф. оркестр Япон. радиовещат. корпорации (худ. рук. Иваки Хироюки), симф. оркестр «Метрополитен» (осн. в 1965, худ. рук. Ватанабэ Акэо), Новый филармонич. оркестр (осн. Одзава Сэйдзи), «Кунаичо гакубу» (Имп. придв. оркестр, рук. Цудзи Тосио), Япон. симф. оркестр.

В Т. живут н работают наиболее видные япон. исполнители: певица Оно Тэруко, скрипачи Сато Ёко, Усиода, пианисты Накамура Хироко, Мацуура, виолончелисты Фудзивара, Саито Хидэо, Ивасаки и др. Получил известность Токийский струн. квартет (быв. Квартет Тохо), хор. коллективы под рук. Камимото Ёсио, Сираи, Цусима, Ямагиси. Крупнейшие оперные труппы Т. — «Фудзивара» (осн. 1934), Токийская оперная компания (осн. 1952).

Много времени муз. программам отводится на радио и телевидении Т. Наиболее мощная Япон. радиовещательная корпорация практикует систему творческих заказов для японских композиторов. Крупнейшие фирмы грамзаписи — «Виктор» (япон. филиал), «Принс» и др.

В Т. сконцентрированы ведущие муз. изд-ва Японии: «Ниппон Хосо Кёкай», «Онгаку, но томо-ся», «Тикума сёбо», «Каваи-гакуфу» и др. Разл. области музыки освещают журн. «Онгаку, но томо», «Кёику онгаку», «New Music Magazine», «Онгаку гэйдзюцу», «Shimpu Journal», «Record Geijutsu» и др. (на япон. и англ. яз.). На страницах этих органов печати выступают наиболее известные муз. критики Такаянаги Морио, Нодзаки Ёсио и др.

В Т. сосредоточено неск. десятков разл. муз. организаций. В задачу Япон. федерации объединений музыкантов, Гильдии дирижёров Японии, Лиги концертирующих музыкантов Японии и др. входит защита проф. интересов япон. музыкантов. Всеяпонская федерация дух. бэндов, Всеяпонская федерация хоров объединяют соответствующие исполнит. коллективы. Нек-рые об-ва популяризируют музыку определ. видов и направлений (Об-во классич. музыки, Токийское об-во музыки барокко, Япон. об-во христианской музыки и григорианского пения), а также творчество отд. композиторов (япон. Моцартовское и Малеровское об-ва). Композиторы объединены в Об-ве япон. композиторов (пред. — Кога Масэо), музыковеды связаны с Академией музыкознания. Япон. об-во защиты прав авторов и композиторов и Япон. ассоциации муз. копирайтов призваны защищать авторские права музыкантов Японии. Существуют также Ассоциация муз. издателей Японии, предприятия, связанные с т. н. звуковой индустрией, — Япон. ассоциация электронной индустрии и Япон. ассоциация звукозаписи. В Т. находятся также япон. отделения междунар. муз. об-в, Междунар. фонд иск-в и др. Совр. муз. жизнь Т. определяется деятельностью мн. орг-ций, объединяемых Ассоциацией муз. администрации (Япон. конц. об-во — Нихон Консато кёкай, Токийский муз. центр — Токё онгаку бунка сэнта и др.), и конц. агентств (агентства Ито Томоису, Ватанабэ Сусуми, Кикути Идзё и др.).

Осн. конц. залы — Всеяпонской радиовещат. корпорации «Токё бунка кайкан», «Уэно бунка кайкан», «Юбинтёкин-хору», «Сибуя кокайдо», «Косэйнен кин кайкан», «Тоёко хору». Музыка исполняется также в т-рах «Кокурицу гэкидзё», «Кабукидза» и др.

В связи с возрождением интереса к классич. и традиц. формам нац. иск-ва с сер. 20 в. стали устраиваться соответствующие концерты, в к-рых принимает участие оркестр нац. инструментов «Ниппон» (рук. Тамура Такуо) и др. коллективы, выступали видные исполнители (Такахаси Тикудзан, Мурамото Кадзуко, Цудудзи Такаси и др.), а также любители (многие из них входят в Лигу развития япон. нар. музыки).

Богатые коллекции муз. инструментов собраны в ряде музеев Т., ценные издания — в Нац. парламентской б-ке и б-ках ун-тов.

В Т. ежегодно проводятся конкурсы композиторов, вокалистов, пианистов, скрипачей; проходят Междунар. муз. фестиваль (в середине июля) и Нац. фестиваль иск-в (в октябре — ноябре). Фестивали эстр. песни организует получившая междунар. известность фирма «Ямаха» (производит муз. инструменты и др.).

В Т. гастролируют крупнейшие совр. музыканты и исполнит. коллективы из мн. стран мира, в т. ч. ведущие сов. балетные и оперные труппы, симф. оркестры, хоры и фольклорные ансамбли.

Литература: Noult N., Histoire de Tokyo, P., 1961; Malm W. P., Japanese music and musical instruments, Rutland-Tokyo, 1970; Harich-Schneider E., A history of Japanese music, L., 1973.

Дж. К. Михайлов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Мюзикл — история жанра Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Свободный стиль Теория музыки
Интернационал Музыкальные жанры и формы
Импрессионизм в музыке Термины и понятия
Fouette, фуэте Балет и танец
Кантеле Национальные культуры
Музыкальные инструменты Термины и понятия
Колядка Музыкальные жанры и формы
Педализация Термины и понятия
Польский балет Балет и танец
Формализм Термины и понятия

Реклама