Обиход

Обиход — певческая книга русской церкви. Содержит стабильные песнопения всенощной и литургии, песнопения великопостные, пасхальные, архиерейского богослужения, молебнов, панихиды, погребения, а также некоторые песнопения октоиха, предназначаемые для исполнения гл. обр. на всенощной. О. формировался на основе попевок осмогласия и в 15 в. представлял собой отд. песнопения, распетые «на глас» и приложенные к октоиху. В 16 в. с увеличением фонда попевок знаменного распева и культивированием демественного распева и путевого распева был распет весь перечисленный состав О. Как правило, О. располагался в одном переплёте с октоихом, иногда впереди него. В 17 в. О. пополнился напевами болгарского распева, греческого распева и киевского распева. В нач. 18 в. он был выделен в особую книгу. В 1772 Моск. синодальной типографией было осуществлено 1-е издание «Обихода церковного нотного пения». В 1787 был издан «Сокращённый обиход нотного пения», предназначенный для обучения пению. Он предварялся краткой «Азбукой нотного пения». В 1887 его заменил «Учебный обиход нотного пения». Все виды О. печатались в квадратной ноте, в цефаутном ключе.

Литература: Бессонов П., Судьба нотных певческих книг, «Православное обозрение», 1864, т. 14, май — июнь; Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII века, Л., 1957.

И. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Литовская музыка Национальные культуры
Sforzando, сфорцандо Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Гармонический минор Теория музыки
Средневековые лады Теория музыки
Sostenuto, состенуто Теория музыки
Маски Музыкальные жанры и формы
Strambotto, страмбoтто Теория музыки
Мастерство в балете Балет и танец
Гармонь, гармоника Музыкальные инструменты
Датский балет Балет и танец
Лиссабон музыкальный Национальные культуры
Юмореска Музыкальные жанры и формы

Реклама