Сольфеджио, сольфеджо (итал. solfeggio, от названия музыкальных звуков соль и фа).
1) То же, что сольмизация.
2) Учебный предмет, входящий в цикл музыкально-теоретических дисциплин. Целью сольфеджио является воспитание слуха, осознание элементов музыкальной речи и их роли в музыкальном произв. Сольфеджио призвано развивать мелодическую и гармоническую память, представление о ритмических соотношениях музыкальных звуков, о тембре, о некоторых элементах музыкальной формы и т. п. Муз. материалом, на к-ром проводится воспитание слуха, служат специально созданные упражнения или отрывки, подобранные из художеств. лит-ры. С. включает три осн. формы:
а) сольфеджирование, т. е. пение мелодий с произнесением назв. звуков, а также исполнение одногол. и многогол. певческих упражнений (гамм, интервалов, аккордов и др.),
б) музыкальный диктант,
в) слуховой анализ. Все эти формы представляют единый комплекс логически последовательных упражнений и используются во взаимодействии, способствуя гармонич. развитию слуха музыканта.
В советских учебных заведениях применяется система фиксированного, т. е. абсолютного, звучания до. Существуют и др. системы, в т. ч. релятивная (подвижное до), цифровая. Абсолютная система основывается на изучении лада и тональности, пользующийся ею должен точно представлять себе ступени лада в данной тональности. По курсу С. имеется обширная методич. и уч. лит-ра. В развитие этой дисциплины ценный вклад внесли выдающиеся музыканты Франции, Германии, Италии, США, Венгрии, Болгарии, Польши и др. стран. В числе русских и советских музыкантов, плодотворно работавших в этой области, — К. К. Альбрехт, Н. М. Ладухин, А. И. Рубец, М. Г. Климов, П. Н. Драгомиров, В. В. Соколов, И. И. Дубовский, Н. И. Демьянов, В. В. Хвостенко, А. Л. Островский, С. Е. Максимов, Б. В. Давыдова, Д. А. Блюм, Б. К. Алексеев и др.
3) Специальные вокальные упражнения, гл. обр. с сопровождением фп., к-рые исполняются на гласные буквы и служат для развития голоса вокалиста. В СССР они наз. вокализами.
4) Название пьесы для клавира Ф. Э. Баха, пьесы для голоса с фп. Р. Щедрина.
Литература: Альбрехт К. К., Курс сольфеджий, М., 1880; Драгомиров П. Н., Учебник сольфеджио, М.-П., 1923; Ладухин Н. М., Курс сольфеджио в 5-ти частях, М.-П., 1923, переизд. М., 1938; его же, Тысяча примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса, М., 1959; его же, Двухголосное сольфеджио в ключах «до», М., 1966; Соколов Вл., Сборник примеров из полифонической литературы, м., 1933; его же, Начальное сольфеджио, М., 1945; его же, Многоголосное сольфеджио, М., 1945; Способин И. В., Сборник сольфеджио разных авторов. Для 2-х и 3-х голосов, ч. 1–2, М., 1936; Климов М. Г., Первоначальное сольфеджио, М., 1939; Дубовский И. И., Методический курс одноголосного сольфеджио для музыкальных училищ, М., 1938; Хвостенко В. В., Сольфеджио (одноголосное) на материале мелодий народов СССР, вып. 1–3, М., 1950–61; Островский А. Л., Очерки по методике теории музыки и сольфеджио, Л., 1954, 1970; его же, Учебник сольфеджио, вып. 1–4, Л., 1962–78 (выпуск 2 написан совместно с Незвановым Б. А.); Лицвенко И. Г., Курс многоголосного сольфеджио, вып. 1–3, М., 1958–68; Островский А. Л., Незванов Б. A., Учебник сольфеджио, вып. 2, Л., 1966; Агажанов А. П., Четырехголосные диктанты, M., 1961; его же, Курс сольфеджио, вып. 1–2, М., 1965–73; Агажанов А.П., Блюм Д. A., Сольфеджио в ключах «до», М., 1969; их же, Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы, М., 1972; Давыдова Е. В., Методика преподавания музыкального диктанта, М., 1962; Алексеев Б. К., Гармоническое сольфеджио, M., 1975; Вопросы методики воспитания слуха, сб. ст., Л., 1967; Mюллер T. P., Трехголосные диктанты, М., 1967; Максимов С. Е., Певческий строй, М., 1967; Алексеев Б., Блюм Д., Систематический курс музыкального диктанта, М., 1969; Воспитание музыкального слуха, сб. ст., М., 1977; Riemann H., Katechismus des Musik-Diktats, Lpz., 1889, Lpz., 1904; Gallon Nцel, Cent dictees musicales progressives, а trois parties, P., 1942; Hindemith P., Elementary training for musicians, L., 1948; Vingt cinq leзons de solfege, P., 1950; Вertalоtti, Цtven solfeggio, Bdpst, 1953; Suttnarova M., Vybrane solfeggi, Рr., 1958; Berkowitz S., Fontrier G., Kraft L., A new approach to sight singing, N. Y., 1960; Duсlоs R., Cent vingt cinq dictees musicales, а trois parties, P., 1962; Iusceanu v. , Solfegii, v. 1, Bue, 1956; Peeв И., Манолов З., Кръстева С., Курс по изучаване на двухгласна диктовка, София, 1968; Popovic В., Intonacija, Beograd, 1969; Попдимитров К., Йонова-Тодорова З., Солфеджи от съвременни чуждестранни композитори, София, 1969.
А. П. Агажанов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.