Сольфеджио

Сольфеджио, сольфеджо (итал. solfeggio, от названия музыкальных звуков соль и фа).

1) То же, что сольмизация.

2) Учебный предмет, входящий в цикл музыкально-теоретических дисциплин. Целью сольфеджио является воспитание слуха, осознание элементов музыкальной речи и их роли в музыкальном произв. Сольфеджио призвано развивать мелодическую и гармоническую память, представление о ритмических соотношениях музыкальных звуков, о тембре, о некоторых элементах музыкальной формы и т. п. Муз. материалом, на к-ром проводится воспитание слуха, служат специально созданные упражнения или отрывки, подобранные из художеств. лит-ры. С. включает три осн. формы:

а) сольфеджирование, т. е. пение мелодий с произнесением назв. звуков, а также исполнение одногол. и многогол. певческих упражнений (гамм, интервалов, аккордов и др.),

б) музыкальный диктант,

в) слуховой анализ. Все эти формы представляют единый комплекс логически последовательных упражнений и используются во взаимодействии, способствуя гармонич. развитию слуха музыканта.

В советских учебных заведениях применяется система фиксированного, т. е. абсолютного, звучания до. Существуют и др. системы, в т. ч. релятивная (подвижное до), цифровая. Абсолютная система основывается на изучении лада и тональности, пользующийся ею должен точно представлять себе ступени лада в данной тональности. По курсу С. имеется обширная методич. и уч. лит-ра. В развитие этой дисциплины ценный вклад внесли выдающиеся музыканты Франции, Германии, Италии, США, Венгрии, Болгарии, Польши и др. стран. В числе русских и советских музыкантов, плодотворно работавших в этой области, — К. К. Альбрехт, Н. М. Ладухин, А. И. Рубец, М. Г. Климов, П. Н. Драгомиров, В. В. Соколов, И. И. Дубовский, Н. И. Демьянов, В. В. Хвостенко, А. Л. Островский, С. Е. Максимов, Б. В. Давыдова, Д. А. Блюм, Б. К. Алексеев и др.

3) Специальные вокальные упражнения, гл. обр. с сопровождением фп., к-рые исполняются на гласные буквы и служат для развития голоса вокалиста. В СССР они наз. вокализами.

4) Название пьесы для клавира Ф. Э. Баха, пьесы для голоса с фп. Р. Щедрина.

Литература: Альбрехт К. К., Курс сольфеджий, М., 1880; Драгомиров П. Н., Учебник сольфеджио, М.-П., 1923; Ладухин Н. М., Курс сольфеджио в 5-ти частях, М.-П., 1923, переизд. М., 1938; его же, Тысяча примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса, М., 1959; его же, Двухголосное сольфеджио в ключах «до», М., 1966; Соколов Вл., Сборник примеров из полифонической литературы, м., 1933; его же, Начальное сольфеджио, М., 1945; его же, Многоголосное сольфеджио, М., 1945; Способин И. В., Сборник сольфеджио разных авторов. Для 2-х и 3-х голосов, ч. 1–2, М., 1936; Климов М. Г., Первоначальное сольфеджио, М., 1939; Дубовский И. И., Методический курс одноголосного сольфеджио для музыкальных училищ, М., 1938; Хвостенко В. В., Сольфеджио (одноголосное) на материале мелодий народов СССР, вып. 1–3, М., 1950–61; Островский А. Л., Очерки по методике теории музыки и сольфеджио, Л., 1954, 1970; его же, Учебник сольфеджио, вып. 1–4, Л., 1962–78 (выпуск 2 написан совместно с Незвановым Б. А.); Лицвенко И. Г., Курс многоголосного сольфеджио, вып. 1–3, М., 1958–68; Островский А. Л., Незванов Б. A., Учебник сольфеджио, вып. 2, Л., 1966; Агажанов А. П., Четырехголосные диктанты, M., 1961; его же, Курс сольфеджио, вып. 1–2, М., 1965–73; Агажанов А.П., Блюм Д. A., Сольфеджио в ключах «до», М., 1969; их же, Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы, М., 1972; Давыдова Е. В., Методика преподавания музыкального диктанта, М., 1962; Алексеев Б. К., Гармоническое сольфеджио, M., 1975; Вопросы методики воспитания слуха, сб. ст., Л., 1967; Mюллер T. P., Трехголосные диктанты, М., 1967; Максимов С. Е., Певческий строй, М., 1967; Алексеев Б., Блюм Д., Систематический курс музыкального диктанта, М., 1969; Воспитание музыкального слуха, сб. ст., М., 1977; Riemann H., Katechismus des Musik-Diktats, Lpz., 1889, Lpz., 1904; Gallon Nцel, Cent dictees musicales progressives, а trois parties, P., 1942; Hindemith P., Elementary training for musicians, L., 1948; Vingt cinq leзons de solfege, P., 1950; Вertalоtti, Цtven solfeggio, Bdpst, 1953; Suttnarova M., Vybrane solfeggi, Рr., 1958; Berkowitz S., Fontrier G., Kraft L., A new approach to sight singing, N. Y., 1960; Duсlоs R., Cent vingt cinq dictees musicales, а trois parties, P., 1962; Iusceanu v. , Solfegii, v. 1, Bue, 1956; Peeв И., Манолов З., Кръстева С., Курс по изучаване на двухгласна диктовка, София, 1968; Popovic В., Intonacija, Beograd, 1969; Попдимитров К., Йонова-Тодорова З., Солфеджи от съвременни чуждестранни композитори, София, 1969.

А. П. Агажанов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Эдинбург музыкальный Национальные культуры
Мюнхен музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Полутон Теория музыки
Фидель Музыкальные инструменты
Сопранисты Опера, вокал, пение
Зингшпиль Музыкальные жанры и формы
Азбука музыкальная Теория музыки
Мангеймская школа Термины и понятия
Балетоман Балет и танец
Египетский балет Балет и танец
Коломыйка Национальные культуры
Лур Музыкальные инструменты

Реклама