Обратимый контрапункт

Категории словаря

Обратимый контрапункт — полифоническое соединение мелодий, к-рое может быть преобразовано в другое, производное, с помощью обращения одного, нескольких (неполный О. к.) или всех голосов (собственно О. к.), вид сложного контрапункта.

Наиболее распространён О. к. с обращением всех голосов, где производное соединение подобно отражению первоначального в зеркале, т.н. зеркальный контрапункт. Он характеризуется равенством интервалов первоначального и производного соединения (И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир», т. 1, фуга G-dur, такты 5–7 и 24–26; «Искусство фуги», No 12). Более сложен неполный О. к.: интервалы первоначального соединения изменяются в производном без видимой закономерности. Часто О. к. и неполный О. к. сочетаются с вертикально-подвижным контрапунктом (вертикально-обратимый: Д. Д. Шостакович, фуга Е-dur, такты 4–6 и 24–26; В. А. Моцарт, Квинтет c-moll, трио из менуэта), горизонтально- и вдвойне-подвижным контрапунктом (неполный вертикально-горизонтальный обратимый: И. С. Бах, двухголосная инвенция g-moll, такты 1–2 и 3–4), контрапунктом, допускающим удвоения (неполный обратимый с удвоениями: И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир», т. 2, фуга b-moll, такты 27–31 и 96–100); в О. к. применяется также возвратное движение (зеркально-ракоходный: П. Хиндемит, «Ludus tonalis», прелюдия и постлюдия) и др.

О. к. радикально меняет облик первоначального соединения: в производных соединениях возникает фактически новый мелодич. рисунок, часто изменяется интервальное соотношение голосов. Техника О. к. широко применяется композиторами 20 в. (А. Шёнберг, Хиндемит, Р. К. Щедрин и др.), нередко в сочетании с малоупотребительными ранее контрапунктич. формами (возвратное движение).

Литература: Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960; Южак К., Некоторые особенности строения фуги И. С. Баха, М., 1965, §§ 20–21; Танеев С. И., Фрагмент из варианта вступления к книге «Подвижной контрапункт строгого письма…», в кн.: Танеев С., Из научно-педагогич. наследия, М., 1967. См. также лит. при статье Обращение темы.

В. П. Фраёнов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Киномузыка Термины и понятия
Серенада Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Маски Музыкальные жанры и формы
Светомузыка, цветомузыка Термины и понятия
Фанфара Термины и понятия
Фигура Термины и понятия
Балетмейстер Балет и танец
Фактура Термины и понятия
Музыкальная культура Термины и понятия
Венгерская гамма Теория музыки
Менестрель Термины и понятия
Мангеймская школа Термины и понятия

Реклама