Классическое наследие в балете

Категории словаря

Классическое наследие — хореографические произведения, созданные в прошлом, обладающие непреходящей художественной ценностью и продолжающие свою жизнь в настоящем, как в виде самостоятельных постановок, так и претворённо при создании новых балетных спектаклей (см. Традиции).

С первых же лет Советской власти перед социалистич. художеств. культурой встала задача бережного сохранения и творческого использования К.н., охраны его от посягательств «левых» деятелей, ошибочно объявивших К.н. чуждым современности и ненужным народу. Эта задача была успешно решена в истории сов. хореографии. Лучшие спектакли К.н. (работы балетм. Ф. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова, М. М. Фокина, А. А. Горского и др.) составили основу репертуара сов. балетных т-ров, где они получили новую жизнь. К.н. — основа школы классич. танца.

В постановках К.н. решается задача бережного сохранения его высоких художеств, ценностей и вместе с тем совр. осмысления его идей и образов. Подлинно творч. решение этой задачи чуждо как бездумному копированию старых постановок, так и неоправданным, произвольным переделкам и искажениям К.н. — крайностям, нередко встречающимся в художеств. практике. Примером органич. сочетания уважения к К. н. с творческой интерпретацией его могут быть постановки балетов: «Жизель» (1944, Большой т-р, балетм. Л. М. Лавровский), «Спящая красавица» (1973, там же, балетм. Ю. Н. Григорович) и др.

В лучших спектаклях К.н. новое звучание получает не только балет в целом, но благодаря иск-ву исполнителей по-новому, созвучно современности раскрываются и все его образы. Так, глубокий драматич. и гуманистич. смысл был раскрыт М. Т. Семёновой в образах Одетты — Одиллии и Никии, Г. С. Улановой — Одетты — Одиллии и Жизели, К. М. Сергеевым — Зигфрида и Альберта, В. М. Чабукиани — Солора и Базиля и др.

Литература: Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете, [М., 1966]; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; его же, Беречь хореографические сокровища, в сб.: Музыка и хореография современного балета, вып. 2, Л., 1977; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., [М., 1971]; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Невмы Термины и понятия
Полька Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Экспрессионизм Течения в искусстве
Флуер Музыкальные инструменты
Диатоническая гамма Термины и понятия
Arrondi, арронди Балет и танец
Тремоло Термины и понятия
Вербункош Музыкальные жанры
Просвещение в балете Течения в искусстве
Романеска Термины и понятия
Патараг Церковная музыка
Зальцбург музыкальный Национальные культуры

Реклама