Рок-музыка

Категории словаря

Рок-музыка

У меня сохранилась магнитофонная запись разговора о музыке «Битлз» старшеклассников одной из московских школ. В этом разговоре есть, с одной стороны, довольно типичные рассуждения, с другой — весьма ценная информация.

— Их песни очень мелодичны и красивы, легко запоминаются, не надоедают.

— Но они очень разные. То рок-н-ролл, то индийская рага, то английская баллада, то чуть ли не оперная ария, непонятно что.

— А что лучше, если бы все 800 песен были одинаковыми?

— В их текстах много непонятного, вот в Modern talking…

— «I love you, baby» — это тебе понятно и больше ничего не надо, да? Стихи Джона Леннона — это настоящая поэзия. Конечно, там много и о любви. Но это не примитив, которому не веришь, а все как-то сложнее, тоньше… Ну, в общем, это надо чувствовать.

— Да, там много юмора, а бывает и щемящая грусть, тоска. Некоторые песни интересны и взрослым, даже пожилым людям.

— А мне рассказывала одна переводчица, как она однажды ехала в автобусе с группой туристов — шотландских пенсионерок. Все они были аккуратными, солидными, красиво причесанными женщинами. Ехали, ехали и вдруг запели хором песню Битлз. Это было в 1968 году.

— Кажется, как раз в это время Джон Леннон заявил где-то, что Битлз популярнее Иисуса Христа.

— Ну это он погорячился, конечно!

— А почему, собственно, погорячился? Если им поклонялась, да и сейчас продолжает поклоняться молодежь всего мира? Их портретов не меньше, чем икон, а рок-клубов больше, чем церквей. А посмотрите на прически! Еще недавно носили длинные волосы и челки битлов, а не бородки Христа. Я уж не говорю о молодежном движении за мир, хиппи, да и вообще.

— «Вообще» — это что? Скажи уж сразу, наркоманы. Уж они и сами пробовали немало, да и мода от них пошла.

— Ну, положим, наркотики были известны давно. Может, и к курению они приучили?

— А мне кажется, что вы оба правы и не правы. Если они в чем-то виноваты в смысле наркотиков, то не столько тем, что сами принимали, хотя, конечно, большая часть молодежи им подражала во всем, но я думаю, что в самой рок- музыке… не знаю, как объяснить, но когда их слушаешь, то отключаещься от всего неприятного, тяжелого. Я думаю, что это в каком-то смысле наркотик.

— Это верно, но в какой-то мере так можно сказать о любой очень хорошей и сильной музыке. Она ведь захватывает. Тоже обо всем забываешь. В конце концов, так действует всякая настоящая красота. Когда ты ходишь по Эрмитажу, разве не отключаешься от всего? И природа… На меня, я проверяла, одинаково действуют Битлз и Вивальди.

— Так уж совсем одинаково?

— Ну нет, не совсем, конечно. От Вивальди просто спокойствие и радость, а от них… Конечно, они действуют сильней. Под некоторые песни хочется двигаться, потом как-то устаешь. Но ведь много и очень спокойных, красивых, лирических песен.

— Ну вот, «битлов» уже и в классики записали.

— В каждое время свои классики.

— Между прочим, они были самые молодые из «классиков». И голоса молодые, и пели о молодых и для молодых. Это впервые в жизни.

— И молодежь как отдельная социальная группа тогда же возникла впервые в жизни.

— Ну вы, конечно, философы. Почему же тогда и многие взрослые любят их?

— Во-первых, многие взрослые уже их ровесники, выросли с ними. Во-вторых, взрослые любители всеядны. Они любят и джаз, и классику, и натуральный фольклор.

— Это что, плохо?

— Да нет, конечно, может, им надо…

— А тебе не надо? А ты знаешь, что музыка Баха и фольклор усиливают умственную деятельность человека? Тебе, между прочим, не вредно послушать, может, у тебя физика лучше пойдет!

— Вы отвлеклись от «битлов». Вот я другого не могу понять. Почему они так популярны во всех странах, их не хочется переводить, и вообще вся рок-музыка идет на английском: немцы, шведы, венгры поют по-английски. Тут все стало интернациональным — и язык и музыка.

— Историю надо знать. Когда были в моде итальянские песни — их везде пели по-итальянски.

— Это когда, лет двести-триста назад?

— Да, и еще раньше. Представь себе. А когда лет двести назад во всех странах резко полюбили французские оперы и романсы, то и пели их, естественно, по-французски. Да и наше дворянство говорило на французском лучше и больше, чем сейчас наши интеллектуалы по-английски. Так что все относительно.

— А что касается музыки, то она всегда интернациональна. Потому что у всех народов есть что-то общее. И Чайковского любят везде. А здесь еще современные ритмы…

Дискуссия продлилась еще довольно долго, перешла на проблемы рок-музыки вообще. А это, как вы понимаете, тема неисчерпаемая.

В жизни уже двух поколений людей всего мира искусство «Битлз» заняло важное место. Но дело здесь, конечно, не только в их собственном творчестве. А в том, что его появление совпало с теми грандиозными изменениями в культурной жизни человечества, которые принесло с собой после второй мировой войны широкое развитие техники. Радио, телевидение, проигрыватели и магнитофоны появились практически в каждом доме. Техническая революция, помноженная на неотразимую привлекательность, демократичность и талант песен Битлз, сделали их явлением мирового исторического значения. И хотя рок-музыка возникла чуть раньше (они и сами появились на ее волне), но ни одна из десятков тысяч рок-групп, возникших за эти тридцать лет, не превзошла их.

Если бы техника пришла в каждый дом в 1830-х годах, кумиром мировой молодежи был бы Франц Шуберт. А если бы в 1790-х — то во всех странах запели бы песни революционной Франции. Впрочем, их и так пели, даже вопреки запретам властей, боявшихся «Марсельезы» как огня… Да и Шуберт был известен всюду, где знали ноты. Так что дело, конечно, не в технике… Что же такое рок-музыка? Стиль? Жанр? Культура? Философия? Если это объединить, получится нечто объемное: рок-мир как часть сегодняшней жизни человечества. Его черты и влияния можно найти повсюду — в музыке (в том числе и в академической), в современной одежде и украшениях, в прическах и т. п. Увидеть фотографию рок-звезды можно почти в любой газете, нелестные рассуждения о роке звучат в многочисленных дискуссиях о причинах бездуховности, распространения наркомании и других пороков современного общества. Идол для большинства молодежи и дьявол для представителей старшего поколения, рок как бы привел в состояние войны различные социальные и возрастные слои общества, обострил и без того явные противоречия. Его громкий голос — это крик протеста для одних и пугающая агрессивная стихия для других.

Сложные и постоянно меняющиеся отношения рок-культуры с обществом приводят ее к бурному движению, развитию великого множества направлений. Рокабилли и паб-рок, панк-рок и прогрессив, хард-рок и арт-рок — десятки названий направлений, о которых вы можете подробно узнать в рок-энциклопедиях и статьях в молодежных журналах, — подчас действительно контрастны и самобытны, но в основном отличаются скорее внешними особенностями бытования, чем существом. Магистральное же расслоение рок-культуры, как и в любом явлении искусства, пролегает между настоящими творческими поисками, свежими музыкальными идеями и талантливой поэзией — с одной стороны, и коммерциализированными направлениями, подстраивающимися под вкусы не очень требовательного и падкого на рекламу большинства, — с другой. Отличать их нужно не по формальным признакам направлений, а по художественному результату, что требует такого же уровня музыкальной культуры, как и способность разбираться в серьезной музыке.

Начало рок-движения относится к середине 1950-х годов, связанных со звездным часом американского рок-н- ролла и его «короля» Элвиса Пресли. Будучи одним из направлений джаза, основанным на негритянском ритм- энд-блюзе в сельском фольклоре, рок-н-ролл таким образом объединил эти две различные культуры.

В конце 50-х и в 60-х годах происходило одновременно формирование и расцвет рок-музыки. Главная роль в этом принадлежит Битлз во главе с ее руководителем и художественным «сердцем» Джоном Ленноном.

В основе рок-музыки лежит песня, все богатство этого жанра, накопленное человечеством (фольклор и лирический романс, гимн и сатира), переплавилось в сложных ритмах современных танцев и разнообразнейших интонациях разных народов, в новых электротембрах, в неслыханных доселе динамике и широте низких частот.

Рок-песня возникла как романтический протест молодежи против закоснелых и не оправдавших себя ханжеских устоев буржуазного общества. Она демократична, обращена к личности, какой бы ничтожной в социальной лестнице она ни была. Наконец, рок-песня обладает огромными возможностями объединять людей, превосходя в этом даже религиозные песнопения. Сила ее ритуально-магического воздействия объясняет экстатическое состояние слушателей-зрителей.

Современный отечественный рок, пройдя через подражания, запрещения, поиски, наконец обрел свое лицо. Отражая нашу эпоху, он заметно политизирован. Музыка и поэзия в лучших его образцах обладают равно высоким художественным уровнем. Лидеры отечественной рок-музыки напряженно работают, и их новые песни часто становятся заметными событиями нашей культурной жизни.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Позитив Музыкальные инструменты
Ad libitum, ад либитум Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Премии музыкальные Термины и понятия
Ханенде Национальные культуры
Тамбурин Музыкальные жанры и формы
Обращение аккорда Теория музыки
Полистилистика Термины и понятия
Контрапункт Теория музыки
Песнопение Опера, вокал, пение
Рондо-соната Музыкальные жанры и формы
Токио музыкальный Национальные культуры

Реклама