франц. pointillisme, от pointiller — писать точками, point — точка
Письмо "точками", один из совр. методов композиции. Специфика П. состоит в том, что муз. мысль излагается не в виде тем или мотивов (т.е. мелодий) либо сколько-нибудь протяжённых аккордов, а с помощью отрывистых (как бы изолированных) звуков, окружённых паузами, а также коротких, в 2-3, реже 4 звука мотивов (преим. с широкими скачками, обнажающими одиночные точки в разл. регистрах); к ним могут присоединяться сливающиеся с ними разнотембровые звуки-точки ударных (как с определ., так и с неопредел. высотой звука) и др. сонорные и шумовые эффекты. Если для полифонии типично сочетание неск. мелодич. линий, для гомофонии - опора монодии на сменяющиеся аккорды-блоки, то для П. - пёстро-красочная россыпь ярких точек (отсюда назв.):
ПОЛИФОНИЯ ГАРМОНИЯ ПУАНТИЛИЗМ
Родоначальником П. считается А. Веберн. Образец П.:
А. Веберн. "Звёзды" ор. 25 No 3.
Здесь типичный для образности композитора комплекс - небо, звёзды, ночь, цветы, любовь - представлен острыми сверкающими блёстками звуков пуантилистич. ткани сопровождения, служащей для мелодии лёгким и утончённым фоном.
Для Веберна П. был индивидуально-стилистич. моментом, одним из средств предельной концентрации мысли ("роман в одном жесте" - писал А. Шёнберг о веберновских "Багателях" ор. 9) в сочетании со стремлением к максимальной прозрачности ткани и чистоте стиля. Авангардисты 1950-60-х гг. сделали П. методом изложения, широко применявшимся в связи с принципами сериализма (К. Штокхаузен, "Контра-Пункты", 1953; П. Булез, "Структуры", 1952-56; Л. Ноно, "Варианты", 1957).
Литература: Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, пер. с чеш.. М., 1976; Schдffer В., Maly Informator muzyki XX wieku, (Kr.), 1967.
Ю. Н. Холопов