Питер Донохоу

Дата рождения
18.06.1953
Профессия
Страна
Великобритания
Питер Донохоу (Peter Donohoe)

Питер Донохоу (англ. Peter Donohoe) родился в Манчестере в 1953 году. Учился в Университете Лидса и Королевском Северном колледже музыки у Д.Уиндхэма. В дальнейшем год стажировался в Париже у Оливье Мессиана и Ивонн Лорио. После беспрецедентного успеха на VII Международном конкурсе им. П.И.Чайковского в Москве (он разделил II премию с Владимиром Овчинниковым, первая не присуждалась) пианист сделал блестящую карьеру в Европе, США, Австралии и странах Дальнего Востока. За свою музыкальность, безупречную технику и стилистическое разнообразие он признан одним из блистательных пианистов нашего времени. В 2006 году П.Донохоу был приглашён Нидерландами стать Послом Музыки на Ближнем Востоке, а в 2010 на традиционной новогодней церемонии он получил звание Командора ордена Британской империи.

В сезоне 2009-2010 гг. ангажементы Питера Донохоу включают выступления с Варшавским симфоническим оркестром, сольные концерты в Москве и Санкт-Петербурге и турне с RTÉ Vanbrugh Quartet по Ирландии с исполнением камерной музыки. В предыдущем сезоне он выступил с оркестром Дрезденской Государственной капеллы (дирижёр Мюнг Ван Чунг), симфоническим оркестром Гётеборга (дирижёр Густаво Дудамель) и кёльнским оркестром Gurzenich (дирижёр Людовик Морло).

Питер Донохоу часто выступает со всеми ведущими лондонскими оркестрами, оркестром Берлинской филармонии, Королевским оркестром Concertgebouw, лейпцигским Gewandhaus, оркестрами Чешской филармонии, Мюнхенской филармонии, Шведского радио, Филармоническим оркестром Radio France и Венским симфоническим оркестром. В течение 17 лет он является постоянным участником BBC Proms и многих других фестивалей, включая Эдинбургский фестиваль (где выступил 6 раз), La Roque d’Anthéron во Франции, фестивали в Руре и Шлезвиг-Гольштейне в Германии. Выступления пианиста в Северной Америке включают концерты с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Бостона, Чикаго, Питтсбурга, Кливленда, Ванкувера и Торонто. Питер Донохоу выступал со многими величайшими дирижёрами, среди которых сэр Саймон Рэттл, Кристоф Эшенбах, Неэми Ярви, Лорин Маазель, Курт Мазур, Эндрю Дэвис и Евгений Светланов.

Питер Донохоу — тонкий интерпретатор камерной музыки. Он часто выступает с пианистом Мартином Роско. Музыканты давали концерты в Лондоне и на Эдинбургском фестивале, записали компакт-диски с произведениями Гершвина и Рахманинова. В числе других ансамблевых партнёров Питера Донохоу — Maggini-Квартет, с которым он записал несколько шедевров камерной музыки английских композиторов.

Пианист записал несколько дисков на фирме EMI Records и получил за них ряд наград, включая Grand Prix International du Disque за запись си-минорной Сонаты Листа и приз Gramophone Concerto за запись Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Чайковского. Его записи сочинений О.Мессиана с Нидерландским духовым ансамблем на Chandos Records и А.Ш.Литольфа на Hyperion также получили широкое признание. В 2001 П.Донохоу выпустил на Naxos диск с музыкой Дж.Финци — первый из большой серии записей (на данный момент вышло 13 CD), цель которой — популяризировать британскую фортепианную музыку.


На вопрос корреспондента о том, каким, по его мнению, должен быть лауреат Конкурса имени П. И. Чайковского, английский пианист ответил: «Прежде всего он должен обладать большим музыкальным талантом, умом и скромностью; кроме того, ему необходимы хорошая техника, выносливость, широкий репертуар». В качестве образца для себя он назвал соотечественника Джона Лилла. Разговор этот происходил в самый разгар московского соревнования 1982 года, когда до присуждения премий было еще далеко. Но теперь можно сказать, что Питер Донохоу во многом нарисовал собственный портрет. Он приехал в Москву отнюдь не фаворитом: его «послужной список» был достаточно скромным, а возраст — уже довольно солидным.

Уроженец Манчестера, Донохоу получил музыкальное образование в Северном музыкальном колледже, в классе Д. Уайндхема, совершенствовался у И. Лорио. На конкурсах и фестивалях национального масштаба его не раз отмечали наградами, но желаемой известности это не приносило. Не имели успеха и попытки пробиться на международную арену: в Будапеште (1976) он остался за чертой лауреатов, а в Лидсе (1981) был удостоен лишь шестой премии. Все эти годы он скромно концертировал по стране, накопил значительный репертуар, стремился к освоению различных сфер фортепианной музыки, к определенной универсальности (в этой связи можно рассматривать и его попытки выступить в дирижерском амплуа). Таким образом, он отправился в нашу столицу готовым к серьезным испытаниям.

О том, что произошло дальше, член жюри конкурса С. Доренский говорит так: «Питер Донохоу стал безусловно сюрпризом конкурса. Дарование его раскрывалось постепенно, по возрастающей. На первом, даже на втором турах игра его нравилась далеко не всем, и трудно было, по правде говоря, предположить, что мы увидим его во главе списка лауреатов. Так, на первом прослушивании он придерживался очень странных динамических крайностей — от еле доносившегося в зал пиано до громкого, трескучего форте. Трактовка им во втором туре си-минорной сонаты Листа не могла не вызвать удивления своей нелогичностью и претенциозностью. Однако сюита „Петрушка“ Стравинского была сыграна пианистически безукоризненно, и, возможно, это решило вопрос о выходе его в финал. Здесь он блистательно — другого слова не подберешь — исполнил Третий концерт Рахманинова, в полной мере выявив и виртуозность и поэтичность этой музыки. Донохоу показал, что он — серьезный артист с серьезными художественными намерениями».

Вторая премия, разделенная им с В. Овчинниковым (первое место осталось вакантным), стала достойной наградой артисту за целеустремленность и мастерство. Вместе с тем, интенсивная концертная деятельность, последовавшая за московским успехом, подтвердила справедливость решения жюри. Серьезность творческих концепций, крепкое пианистическое мастерство, неуклонное расширение репертуара дают Донохоу все основания для подъема по лестнице пианистической известности.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама