Манюэль Розенталь

Дата рождения
18.06.1904
Дата смерти
05.06.2003
Профессия
Страна
Франция

Розенталь, Манюэль (фр. Manuel Rosenthal; 18 VI 1904, Париж — 5 VI 2003) — французский композитор и дирижёр.

Учился в Парижской консерватории у Ж. Бушри (скрипка), Ж. Ире (полифония). Изучал композицию. В 1928 дебютировал как дирижёр и скрипач в оркестрах Ж. Падлу и Ш. Ламурё. С 1934 дирижировал различными симфоническими оркестрами Парижа, в 1934–39 и 1944–48 — Национальным оркестром Французского радио (в 1944–47 художественный руководитель и главный дирижёр).

В 1948–51 работал в США: главный дирижёр оркестра в Сиэтле (шт. Вашингтон) и профессор (класс композиции) колледжа в Такоме. С 1962 профессор Парижской консерватории (оркестровый класс). С 1964 руководитель оркестра в Льеже. В различное время выступал с оркестрами театров «Гранд-Опера», «Опера комик». Гастролировал в Европе, Южной и Северной Америке. Центральное место в концертных программах Розенталя занимают произведения К. Дебюсси, М. Равеля, И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, П. Хиндемита.

В композиторском творчестве развивает традиции Равеля, Э. Шабрие. Оркестровал несколько сочинений Равеля, в т. ч. «Колыбельную на имя Форе» (для скрипки и фортепиано), вокальные циклы «Естественные истории» и «5 народных греческих мелодий» (No 2–4), «3 песни Дон Кихота к Дульцинее».

Сочинения:

оперы — Лавка шёлковых тканей (Rayon des soieries, 1928, пост. 1930, «Опера комик», Париж), Женщины у гробницы (Les femmes au tombeau, лирич. драма, 1956, пост. 1957, «Театр Наций», Париж), Гоп, синьор! (Нор, signor!, лирич. драма, 1961, пост. 1962, театр «Капитоль», Тулуза); балеты — Шутливый поцелуй (Un baiser pour rien, 1929, пост. 1936, «Гранд-Опера»), Парижское веселье (Gaiete parisienne, по Ж. Оффенбаху, 1938, Монте-Карло), Чтобы чёрт его побрал (Que le diable l’emporte, 1948, театр «Мариньи», Париж); муз. комедии — Чёрная курица (La poule noire, 1937) и др.; для солистов, хора и оркестра — оратория Св. Франсуа Асизский (Saint-Francois d’Assise, 1939), кантаты Скорбящая богоматерь Авиньона (La pieta d’Avignon, для вок. квартета и струн. орк., 1943) и От Рождества Христова (Роur le temps de la Nativitй, 1944); для оркестра — 2 симфонии (Рождественская — Simphonie de Noлl, 1947; C-dur, 1949), сюиты Маленькие подмастерья (Les petits metiers, 1936; оркестровка фортепианной пьесы), Жанна д’Арк (1936), Застольная (Musique de table, 1941), симф. поэма Магия Манхеттена (Magie Маnhatten, 1948), Французское рондо (1955); Эзопов пир (Aesopi convivium, для скр. и фортепиано с орк., 1948, исп. 1952); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. Вечера на Пти Жуас (Les soirees du petit Juas, 8 пьес для струн. квартета, 1942); фортепианные пьесы, хоры, романсы, песни, музыка к фильмам.

Литература: M. Rosenthal, (Р., 1964) (список соч.).

А. Т. Тевосян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Пьетро Нардини Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама