Росселлини, Ренцо (итал. Renzo Rossellini; 2 II 1908, Рим — 13 V 1982) — итальянский композитор и музыкальный критик.
Учился у Г. Саллустио и Дж. Сетаччоли (композиция) в консерватории «Санта-Чечилия», у Б. Молинари (оркестровка) в академии «Санта-Чечилия» в Риме. Был директором музыкального лицея в Варезе (1934–35), зам. директора и профессором по классу композиции (1940–42) в консерватории им. Россини в Пезаро, одновременно сотрудничал в музыкальных журналах.
В своём творчестве тяготеет главным образом к музыкальному театру. В операх Росселлини традиции веризма сочетаются с новыми течениями 20 века (ощутимо влияние П. Масканьи, Дж. Пуччини, О. Респиги, Ф. Альфано и др.). Росселлини — автор либретто всех своих опер, в которых он обращается к социально значимым темам современности («Война», «Нищая», «Вихрь»). Гуманистическая трактовка этих тем иногда приобретает религиозную окраску.
В музыке для драматического театра и кино он близок к неореалистическому направлению в современном итальянском искусстве; сотрудничал в кино со своим братом — кинорежиссёром Роберто Росселлини (написал музыку к фильму «Рим — открытый город» и др.). Сочинения Росселлини отличаются лиричностью, простотой и выразительностью музыкального языка, в некоторых из них композитор обращается к использованию фольклорных элементов.
Сочинения:
оперы — Война (La Guerra, 1-актная, 1956, Неаполь), Вихрь (Il Vortice, 1958, Неаполь), Нищая (La Piovra, 1958, Неаполь), Коломба (1959), Вид с моста (Uno sguardo dal ponte, 1961, Рим), Донья Росита, девица, или Язык цветов (Donna Rosita nubile…, по пьесе Гарсиа Лорки, 1963, Милан), Легенда о возвращении (La leggenda del ritorno, пo «Братьям Карамазовым» Достоевского, 1966, Милан), Благовещенье (L’annonce faite, а Marie, по Клоделю, 1970, Париж); балеты — Танец Дассины (La danza di Dassine, 1934, Сан-Ремо, 2-я ред. 1950, Рим), Зимняя сказка (Racconto d’inverno, 1947, Рим), Песни Неаполитанского залива (Canti del golfo di Napoli, 1954, Рим), Языческие поэмы (Poeraetti pagani, 1960, Рим, также для фортепиано, 1933); для солистов, хора и оркестра — оратория «Святая Катерина Сиенская» (Santa Caterina da Siena, 1947), кантата «Рим христианский» (Roma cristiana, 1940), «Песни о северной земле» (Canti della terra del Nord. 1943); для оркестра — Сюита в 3 темпах (Suite in tre tempi, 1931), Прелюдия к «Аминте» Тассо (Preludio all «Aminta» del Tasso, 1933), Эстампы старого Рима (Stampe della vecchia Roma, 1937), Земля Ломбардии (Terra di Lombardia, 1938), Песни высокого Рима (Canzoni della Roma alta, 1958), Песнь возвращения (Canzone del ritorno, 1954), Маленькое Евангелие (Vangelo minimo, 1954); камерно-инструментальные ансамбли; пьесы для фортепиано; музыка для драм. театра (в т. ч. к «Вишнёвому саду» Чехова) и кино (более 150 фильмов).
Литературные сочинения: Del mio teatre musicale, «Musica d’oggi», 1961, v. 4, No 2; Il Teatro di Respighi, там же, 1961, v. 4; Polemiea musicale, pref. di M.Missiroli, Mil., 1962; Pagine di un musicista, Bologna, 1964; Addio del passato, Mil., 1969.
Литература: Piccinelli N., Il teatro di Renzo Rossellini, «Musica d’oggi», 1961, v. 4, No 2.
Т. А. Диденко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.