Pizzicato, пиццикaто

Категории словаря

Pizzicato (пиццикaто, итал., от pizzicare — щипать) — приём исполнения на струнных смычковых инструментах. Состоит в том, что звук извлекается ие ведением смычка, а защипыванием струны пальцем правой руки, как на гитаре, арфе и др. струн. щипковых инструментах. Возвращение к прежнему обычному способу исполнения обозначается в нотах термином аrсо (итал., смычок) или col аrсо (итал., смычком). Pizzicato могут исполняться как отдельные звуки, так и двойные ноты. На скрипке и альте звуки, извлекаемые pizzicato, очень сухи и быстро затухают, более полнозвучны и продолжительны они на виолончели и контрабасе. Как правило, pizzicato используется при извлечении только звуков коротких длительностей. Ранее всего pizzicato применено, по-видимому, в драм. мадригале «Поединок Танкреда и Клоринды» («Combattimento di Tancredi e Clorinda») Монтеверди (1624).

Скрипачи-виртуозы 19 в. ввели особый тип pizzicato, исполняемого только левой рукой. Это позволяет быстро чередовать звуки pizzicato и аrсо; такое pizzicato придаёт звукам несколько шипящий тембр. Н. Паганини применил исполнение pizzicato левой рукой одновременно с извлечением звуков смычком, что создало эффект «дуэтного» звучания («Дуэт Паганини для скрипки соло» — «Duo de Paganini pour le violon seul», ок. 1806–08). Этот приём использовался позднее и др. композиторами («Цыганские напевы» Сарасате). Известен ряд оркестровых пьес, в к-рых партии струн. инструментов исполняются только или в значит. части pizzicato. В их числе — «Полька pizzicato» Йог. Штрауса-сына и Йоз. Штрауса, pizzicato из балета «Сильвия» Делиба, в рус. музыке — 3-я часть 4-й симфонии Чайковского, pizzicato из балета «Раймонда» Глазунова.

Литература: Schering A., Die Symbolik des Pizzicatos bis Beethoven, «AfMf», 1937, Jahrg. 2.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Кларнет Музыкальные инструменты

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Тибетская музыка Национальные культуры
Патетический Термины и понятия
Халлинг Музыкальные жанры и формы
Бесконечный канон Теория музыки
Сильная доля Теория музыки
Военный оркестр Термины и понятия
Побочный тон Теория музыки
Нотография Термины и понятия
Дуэт Музыкальные жанры и формы
Чакона Музыкальные жанры и формы

Реклама