Балетмейстер

Категории словаря
«Танцевальный класс». Эдгар Дега.

Балетмейстер (нем. Ballettmeister — мастер балета) — автор и режиссёр-постановщик балетов, концертных номеров, а также танцевальных сцен и отдельных танцев в опере, драматическом спектакле, оперетте, мьюзикле и др.

Как правило, балетмейстер владеет практическим опытом танцовщика-исполнителя и профессионально знает все виды сценического, народного и историко-бытового танца. Согласно специфике своего искусства, в условиях данного содержания и данного жанра, балетмейстер отражает действительность в системе хореографических образов создаваемого спектакля. Опираясь на коллизии литературного сценария (либретто), на тематическое развитие и структурные формы музыки, на принципы живописно-декоративного оформления спектакля, он создаёт режиссёрскую композицию сценического действия балета и его хореографический текст, пользуясь выразительными средствами танца и пантомимы.

В интересах художественного целого балетмейстер вступает на разных стадиях подготовки спектакля в активное содружество с композитором, дирижёром, художником, сценаристом, совершенствуя и уточняя в необходимых случаях отдельные слагаемые произведения.

Практическое воплощение замысла Б. непосредственно связано с танцовщиком-актёром, творческая индивидуальность к-рого часто отражается на конечном образном результате в балетном спектакле и в концертном номере. Иногда в постановке балета вместе с Б. участвует режиссёр драматич. сцены, к-рый в этих случаях становится соавтором Б.

Наряду с сочинением оригинальной хореографии (поэтому его называют также хореографом) Б. возобновляет или реставрирует ранее существовавшие постановки.

Существует также профессия балетмейстера-репетитора, разучивающего и репетирующего с артистами балета хореографию, созданную балетмейстером-постановщиком. В СССР имеются балетмейстерские отделения в Ин-те театр, иск-ва им. А. В. Луначарского (с 1946) и в Ленингр. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1962).

Литература: Новерр Ж. Ж., Письма о танце и балетах, [пер. с франц., вступ. ст. и примечания Ю. И. Слонимского, Л.- М.], 1965; Лопухов Ф., Пути балетмейстера, [Берлин], 1925; его же. Шестьдесят лет в балете, М., [1966]; его же. Хореографические откровенности, М., 1972; Захаров Р.В., Искусство балетмейстера, М., 1954; Фокин М., Против течения, Л. — М., 1962; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. [Сб.], [Л. 1971]; Кари П., О балете, М. 1967; Красовская В. Статьи о балете. [Л., 1967]; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же. Статьи о балете. Л. 1980; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968.

B. M. Красовская
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Трость Музыкальные инструменты
Полиритмия Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Бонн музыкальный Национальные культуры
Ритмическое деление Теория музыки
Grave, граве Теория музыки
Струнный оркестр Термины и понятия
Флюгельгорн Музыкальные инструменты
Temps leve, тан леве Балет и танец
Стилизация Термины и понятия
Pas, па Балет и танец
Проходящий звук Теория музыки
Бекар Теория музыки

Реклама