Вступление — раздел, предшествующий главной теме произведения или одной из его частей и подготавливающий её появление. Эта подготовка может заключаться в предвосхищении характера и интонаций темы или, напротив, в оттенении её по контрасту. В. может быть и кратким, и протяжённым, состоять из одних пассажей, аккордов (Л. Бетховен, финал 3-й симфонии) или же заключать в себе яркую муз. тему, приобретающую большое значение в дальнейшем развитии музыки (П. И. Чайковский, 1-я часть 4-й симфонии). Порой вступление становится самостоятельной законченной муз. пьесой — в инстр. музыке (см. Прелюдия) и особенно в крупных вокально-инструментальных и сценич. произв., где оно составляет род увертюры. В последнем случае В. подготавливает ужо не начальную муз. тему, а все произведение, его общий характер, концепцию, иногда и муз. темы (напр., В. к операм «Лоэнгрин», «Евгений Онегин» построены на тематич. материале самих опер). См. также Интродукция.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.