Прелюдия

Категории словаря

Прелюдия, прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление; франц. prèlude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Vorspiel, — род инструментальной пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многоголосную музыку.

Наиболее ранние образцы относятся к 15 в. Первоначально прелюдия представляла собой небольшое вступление к какой-нибудь пьесе, которое обычно импровизировалось, иногда сочинялось заранее и исполнялось на лютне, клавишном инструменте, органе. Такие прелюдии служили в качестве пробы инструмента, устанавливали тональность последующей пьесы, подготавливали её музыкально (в т.ч. и по контрасту), а в случаях, когда эта пьеса предназначалась для коллектива инструменталистов или вокалистов, облегчали вступление инструментов или голосов.

Прелюдии не свойственна какая-либо определённая форма; важнейшее значение в ней приобретают импровизационное начало, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала; порой находят применение и имитация, полифония, склад. Характерная черта многих прелюдий — применение от начала и до конца единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда. Подобного рода пьесы носили и др. названия, например преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччо, токката и т.п. В 17 в. П. нередко назывались также вступления во французской опере и сюите, исполнявшиеся ансамблем инструменталистов и даже целым оркестром.

В 18 в. прелюдии стали создаваться и как самостоятельные пьесы; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый цикл прелюдия — фуга, в котором обе составные части взаимно оттеняли друг друга — свободному развёртыванию в прелюдии противостоял строго упорядоченный принцип развития в фуге, близкий к гомофонному склад прелюдии — всецело полифоническому в фуге. Одновременно Бах утвердил тип большого цикла прелюдий и фуг, обнимающего все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома "Хорошо темперированного клавира").

В 19-20 вв. создавались как малые "парные" циклы прелюдии и фуги, порой расширенные до трёхчастного цикла ("Прелюд, хорал и фуга" для фортепиано Франка), так и большие циклы прелюдий и фуг, подобно баховским обнимающие все тональности ("24 прелюдии и фуги" для фортепиано Шостаковича, Щедрина).

Возник и тип цикла одних только прелюдий, также во всех тональностях (произведения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). Прелюдии создавались и в виде отдельных пьес, главным образом для фортепиано, а также в качестве оркестровых вступлений к операм и к отдельным их актам (Р. Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.).

Литература: Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.

реклама

вам может быть интересно

Акустика музыкальная Термины и понятия
A cappella, а капелла Термины и понятия

Главы из книг

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Созвучие Термины и понятия
Рапсодия Термины и понятия
Obligato, облигато Термины и понятия
Драматургия балета Балет и танец
Уменьшённый лад Термины и понятия
Фанфара Термины и понятия
Церковный звукоряд Церковная музыка
Норвежская музыка Национальные культуры
Эстетика музыкальная Термины и понятия
Releve, релеве Балет и танец

Реклама